Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕИ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Бухтик Марина

к.э.н.,доцент

Тюшкевич Ольга

студент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Беларусь

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕИ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Прогнозирование представляет собой целенаправленную деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив развития страны, регионов, отраслей, предприятий различных отраслей собственности. Прогноз – это комплекс научно обоснованных предположений (выраженной в качественных и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы[1, с.5].К сожалению, на данный момент система прогнозирования недостаточно развита, а опыт ее применения в период плановой экономики не востребован.

Система прогнозирования должна представлять собой многоуровневую структуру. Прогноз необходимо осуществлять в различных сферах хозяйствования(таких как экономической, социальной, политической и др.), и в территориальном разрезе (на уровне субъекта страны, на местном уровне). При этом комплексное прогнозирование рассматривается в различных временных периодах: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. Одним из условий эффективности прогнозной системы является координация между прогнозами разных уровней и срезов.Планирование – это умение предвидеть цели государства (предприятия), результаты деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Однако планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это способность предвидеть любые «неожиданности», которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.

Восстановление сбалансированного экономического роста для повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь является главным приоритетом работы Правительства. Поставлены три стратегические цели: занятость, экспорт, инвестиции.Достигнуть это возможно путем реализации комплекса последовательных и взаимосвязанных институциональных изменений, направленных на системное повышение конкурентоспособности экономики, снижение ее зависимости от внешней конъюнктуры. Вследствие воздействия неблагоприятных внешних факторов наблюдается снижение темпов развития экономики. Валовой внутренний продукт в 2015 г. снизился на 3,9% по сравнению с 2014 г.В связи с этим необходимо обеспечить сбалансированное развитие экономики за счет роста совокупной факторной производительности, повышения эффективности использования всех видов ресурсов и снижения затрат, совершенствования институциональной структуры экономики.

Главные цели деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 – 2020 гг. – системное повышение конкурентоспособности экономики, снижение ее зависимости от внешней конъюнктуры, восстановление экономического роста и повышение уровня жизни населения страны. Для достижения этих целей необходимы переход на инновационный путь развития, всеобъемлющая трансформация экономики, сопровождаемая усилением адресной защиты уязвимых категорий граждан, при непременном соблюдении трех базовых условий экономической политики: обеспечение макроэкономической сбалансированности, последовательное снижение инфляции до однозначных значений в 2017 г., не более 5 % − в 2020 г. при одновременном снижении процентного уровня ставок по кредитованию в экономике; наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня – не ниже трех месяцев импорта к 2020 г.; бездолговое финансирование платежного баланса страны – постепенная выплата сформированных внешних долгов и недопущение дефицита текущего счета платежного баланса больше 3 % ВВП.

В 2016 – 2020 гг. прогнозирование и планирование социально- экономического развития Республики Беларусь будут осуществляться на принципах сценарности и индикативности, что позволит обеспечить адаптацию экономики к быстро меняющейся внешней среде и проведение наиболее эффективной макроэкономической политики.Через систему органов владельческого надзора будут устанавливаться ключевые показатели эффективности для организаций с преобладающей долей государственного имущества в уставном фонде на основании специфики их финансово-хозяйственной деятельности, динамики рынков и конкурентных позиций этих организаций на них, спроса и предложения.Усовершенствованная система прогнозирования и планирования позволит повысить эффективность управления средствами республиканского и (или) местных бюджетов, внебюджетных фондов на основе программно-целевого метода, координации приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики в рамках реализации государственных программ.

Реализация представленных мерэкономической и социальной политики обеспечит выход РеспубликиБеларусь на новый уровень развития за счет сочетания эффективногогосударственного управления и активизации частной инициативы.Результатом проведения запланированных институциональныхпреобразований станет качественное совершенствование структурыэкономики.

 

Литература

  1. Касперович, С.А. Прогнозирование и планирование экономики: курс лекций для студентов специальностей «Экономика и управление предприятием», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент», «Маркетинг». – Минск. : БГТУ, 2007. – 172 с.
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 246
Всього коментарів: 0