Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР НАСЕЛЕНИЯ

Синельникова Елена

к.э.н., ассистент кафедры

информационно-вычислительных систем

Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации

г. Гомель, Республика Беларусь

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР НАСЕЛЕНИЯ

 

Объяснение изменения в потребительском поведении только изменениями цен далеко от реальности. Во многих случаях, об этом свидетельствуют и результаты исследований, в том числе представленные в работе [1], на поведение потребителей и решение об отказе или совершении покупки оказывают значительно большее влияние размер денежных доходов, политика потребительских расходов, уровень достижения медицинских норм потребления и достаточность товаров для удовлетворения потребностей. Предложенный к использованию метод анализа иерархий позволяет не только отобрать наиболее значимые факторы, но и определить их весовые коэффициенты, что усиливает достоверность расчетов при построении точных и достоверных прогнозов величин спроса на товары при большом количестве переменных.

Суть метода анализа иерархий, разработанного американским математиком Т. Саати, заключается в декомпозиции проблемы выбора товара на составляющие части и обработке суждений лиц, принимающих решения, с использованием специального приема — метода парных сравнений (попарные сравнения факторов относительно друг друга в их влиянии на выбор).

Для установления относительной важности факторов используется шкала отношений, которая позволяет экспертам установить соответствие степеням предпочтения одного сравниваемого фактора перед другим с помощью дискретной шкалы 1-9: 1 — равная значимость; 3 — некоторое преобладание значимости одного фактора над другим; 5 — существенная или сильная значимость; 7 — очевидная или очень сильная значимость; 9 — абсолютная значимость. Результаты попарных сравнений факторов на примере товара мука пшеничная даны в матрице ПВ (рисунок 1).

 

 

где х1 - индекс потребительских цен; х2 ‑ индекс роста денежных доходов населения; х3 ‑ индекс роста покупательной способности среднедушевых располагаемых денежных доходов населения; х4 ‑ динамика изменения физического объема потребления; х5  ‑ индекс роста доли потребительских расходов; х6 ‑ степень достижения медицинских норм потребления.

Рисунок 1. – Матрица парных сравнений факторов, влияющих на потребительский выбор муки пшеничной

 

После составления матрицы оценивается логическая согласованность суждений, что производится с помощью индекса согласованности. Индекс согласованности сгенерированной случайным образом по шкале от 1 до 9 обратносимметричной матрицы с соответствующими обратными величинами элементов называется случайным индексом (СИ). Для матрицы порядка 6 среднее СИ равно 1,24 [2, с.25]. Если отношение индекса согласованности к среднему СИ для матрицы того же порядка не превосходит 0,10, то матрица считается согласованной. Расчет согласованности матрицы парных сравнений факторов, влияющих на потребительский выбор муки пшеничной, и вектора приоритетов этих факторов представлен в таблице 1. Результаты подтвердили согласованность оценки суждений (0,084).

Таблица 1. – Расчет согласованности матрицы парных сравнений факторов, влияющих на потребительский выбор муки

Факторы

Расчет

1

0,14

1

0,11

0,11

0,33

0,29

0,03

0,95

7

1

5

3

0,20

5

2,17

0,24

1,63

1

0,20

1

0,20

0,14

0,33

0,35

0,04

0,84

9

0,33

5

1

0,33

3

1,57

0,17

1,31

9

5

7

3

1

5

4,10

0,45

0,89

3

0,20

3

0,33

0,20

1

0,70

0,08

1,12

Сумма

30,00

6,88

22,00

7,64

1,99

14,67

9,18

1,00

6,73

 

Примечание:  - компоненты главного собственного вектора матрицы;  – вектор приоритетов рассматриваемых факторов потребительского выбора (главный собственный вектор после нормализации);  ‑ максимальное наблюдаемое собственное значение компоненты для расчета индекса согласованности, отражающей пропорциональность значимости факторов.

 

Построенная матрица парных сравнений факторов потребительского выбора позволила определить относительную важность факторов при выборе товара и отобрать наиболее значимые: изменение потребительских расходов (0,45), изменение денежных доходов (0,24), изменение физического объема потребления (0,17).

Таким образом, в качестве достоинств использования метода анализа иерархий отметим простоту в применении и соответствие интуитивным и логически выверенным представлениям (специальная шкала для попарных сравнений психологически более свойственна человеку).

 

Литература

1. Синельникова, Е. А. Методологические и методические основы анализа влияния цен на потребительский выбор / Е. А. Синельникова // Бух. учет и анализ. — 2015. — № 1. — С. 10–18.

2. Саати, Т. Принятие решений. – М.: Радио и связь, 1993. – 278 с.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 263
Всього коментарів: 0