Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_3_Економіка_і_природокористування |
Васильева Наталья Доцент, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, Боровинских Валентина К.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА», Курган, Россия
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА
Федеральный бюджет Российской Федерации формируется за счёт налоговых и неналоговых поступлений. Как правило, суммы налоговых поступлений гораздо выше прочих доходов. Так в 2015 году доля налоговых поступлений (НДС, НДПИ, таможенные пошлины, налог на прибыль, акцизы) составила 91,53 %. При этом таможенные пошлины от экспорта нефти и газа составляют 3,58 млрд. р. (25,26 %)[1]. То есть федеральный бюджет формируется за счёт постоянного использования природных ресурсов, в то время фондов на пополнение запасов нет. Экологический ущерб, наносимый окружающей среде, не сопоставим с доходами от экспорта углеводородного сырья. Неналоговые доходы федерального бюджета включают в себя различные виды сборов за нанесение вреда окружающей среде физическими и юридическими лицами. К таким источникам можно отнести: плату за использование лесов; плату за пользование водными объектами; плату за пользование водными биологическими ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду. Функции нормативно-правового регулирования отрицательного влияния деятельности человека выполняет закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данным законом негативным являются следующие воздействия на окружающую среду: - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; - сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты; - загрязнение недр, почв; - размещение отходов производства и потребления; - загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; - иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Во многих развитых странах особое внимание уделяется утилизации отходов. В нашей стране есть определённые шаги в данном направлении, так, например, выделены принципы государственной политики в области обращения с отходами:
С 2015 года с внесением дополнений в закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» статьи 24.5 у федерального бюджета появился ещё один источник - экологический сбор. В соответствии с законом плательщиками являются производители и импортёры товаров, подлежащих утилизации. То есть обязанность по утилизации теперь может считаться исполненной со дня представления отчётности о выполнении нормативов утилизации или со дня уплаты экологического сбора [2]. Данный сбор носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не является по своей правовой природе налоговым платежом, а значит, не подпадает под юрисдикцию финансового ведомства [3]. К полномочиям РФ в области обращения с отходами относятся: - установление ставок сбора; - установление порядка взимания экологического сбора; - установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам РФ; - осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора [4]. Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются:
Таким образом, можно сказать, что государственная политика сочетает экономическое (пополнение федерального бюджета) и экологическое (утилизация отходов) направление. Что, несомненно, повлияет и на социальную сознательность населения в области охраны окружающей среды.
Литература
| |
Категорія: Секція_3_Економіка_і_природокористування | Додав: Admin (25.03.2016) | |
Переглядів: 387 |
Всього коментарів: 0 | |