Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_3_Економіка_і_природокористування

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

Васильева Наталья

Доцент, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,

Боровинских Валентина

К.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,

ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА», Курган, Россия

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА

 

Федеральный бюджет Российской Федерации формируется за счёт налоговых и неналоговых поступлений. Как правило, суммы налоговых поступлений гораздо выше прочих доходов. Так в 2015 году доля налоговых поступлений (НДС, НДПИ, таможенные пошлины, налог на прибыль, акцизы) составила 91,53 %.  При этом таможенные пошлины от экспорта нефти и газа составляют  3,58 млрд. р. (25,26 %)[1]. То есть федеральный бюджет формируется за счёт постоянного использования природных ресурсов, в то время фондов на пополнение запасов нет. Экологический ущерб, наносимый окружающей среде, не сопоставим с доходами от экспорта углеводородного сырья.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают в себя различные виды сборов за нанесение вреда окружающей среде физическими и юридическими лицами. К таким источникам можно отнести: плату за использование лесов; плату за пользование водными объектами; плату за пользование водными биологическими ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Функции нормативно-правового регулирования отрицательного влияния деятельности человека выполняет закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данным законом негативным являются следующие воздействия на окружающую среду:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

- сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Во многих развитых странах особое внимание уделяется утилизации отходов. В нашей стране есть определённые шаги в данном направлении, так, например, выделены принципы государственной политики в области обращения с отходами:

  • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
  • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • другие.

 С 2015 года с внесением дополнений в закон  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  статьи 24.5 у федерального бюджета появился ещё один источник - экологический сбор. В соответствии с законом плательщиками являются производители и импортёры товаров, подлежащих утилизации. То есть обязанность по утилизации теперь может считаться исполненной со дня представления отчётности о выполнении нормативов утилизации или со дня уплаты экологического сбора [2].

Данный сбор носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не является по своей правовой природе налоговым платежом, а значит, не подпадает под юрисдикцию финансового ведомства [3].

К полномочиям РФ в области обращения с отходами относятся:

- установление ставок сбора;

- установление порядка взимания экологического сбора;

- установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам РФ;

- осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора [4].

Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются:

  1. для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых осуществлена их производителями, импортерами путем уплаты экологического сбора;
  2. для строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, занимающихся отходами;
  3. для разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства, предназначенного для утилизации и обезвреживания отходов;
  4. для софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров [3].

Таким образом, можно сказать, что государственная политика сочетает экономическое (пополнение федерального бюджета) и экологическое (утилизация отходов) направление. Что, несомненно, повлияет и на социальную сознательность населения в области охраны окружающей среды.

 

Литература

  1. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата обращения 08.02.2016).
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 01.02.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294849/4294849102.htm. - (Дата обращения 08.02.2016)
  3. Гордеева, С.Н. Экологический сбор или утилизация отходов? [Текст] / С.Н.Гордеева // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. - № 6. – С. 23-30.
  4. Межуева, Т. Экологический сбор: кто, когда и сколько? [Текст] / Т.Н. Межуева // Российский бухгалтер. -  2015. - № 11. – С. 42-48.
Категорія: Секція_3_Економіка_і_природокористування | Додав: Admin (25.03.2016)
Переглядів: 299
Всього коментарів: 0