Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_3_Економіка_і_природокористування

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

Иванченко Олеся

к.э.н., доцент кафедры Маркетинга и рекламы

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

 

Экологический маркетинг – это «процесс удовлетворения нужд потребителей путем продвижения товаров и услуг, наносящих минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла и созданных посредством минимально возможного объема природных (в том числе энергетических) ресурсов». [1].

Экологический маркетинг получил распространение в 1990-х гг. в рамках реализации концепции социально-этичного маркетинга, возникшего в начале 1980-х гг.

Согласно концепции социально-этичного маркетинга, задачей организации должно быть «установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом» [2]. Эта концепция возникла «в результате конфликта традиционного маркетинга с наблюдаемыми в наши дни ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, ростом численности населения, инфляцией и негативным состоянием сферы социальных услуг» [2]. 

В настоящее время по мере развития средств коммуникации особое значение в маркетинге получила репутация компании как косвенный признак эффективности, надежности и «общественной полезности» ее продукта. Чем шире условный круг действующих и потенциальных клиентов, тем более весомым становится фактор общественного признания, и тем более серьезный ущерб могут нанести факты, свидетельствующие о том, что компания прямо или косвенно ухудшает качество жизни определенной категории людей.

Концепция социально-этичного маркетинга предполагает прямое или опосредованное повышение качества жизни в долгосрочной перспективе для всех целевых групп, участвующих в процессе создания, распределения или потребления готового продукта. Иными словами, социально-этический маркетинг предлагает предпринимателю «делать добро и не делать зла», с маленькой поправкой на то, что такая стратегия все же остается средством получения коммерческой выгоды. «Несмотря на свою относительную «молодость», идея улучшить мир и при этом стать богаче получила колоссальное признание в обществе» [3].

С одной стороны, она позволяет удовлетворить не только физические, но и духовные запросы потребителя, что приводит к повышению объемов продаж и обеспечивает компании большую лояльность клиентов. С другой – повышает ценность компании в глазах ее сотрудников, становится дополнительным стимулом к саморазвитию и повышению эффективности труда.

В настоящее время в литературе получают распространение замечаний в отношении современного бизнеса, носящих критический характер [4]:

  • «предприятия быстрого питания предлагают съедобную, но вредную для здоровья человека пищу - гамбургеры содержат большое количество жиров, жареный картофель и пирожки – и жиры, и крахмал;
  • одноразовая посуда, пластиковые бутылки для безалкогольных напитков увеличивают количество отходов, являются крупным   источником   загрязнения   окружающей   среды,   не утилизируются;
  • химическая промышленность создает средства для удовлетворения потребностей  в белоснежной одежде,  но отходы стирки   загрязняют  реки,   озера,   убивают  рыбу,   сокращают рекреационные возможности и т.д.».

Достаточно очевидна нерациональность удовлетворения потребительского спроса, противоречивость интересов бизнеса и общественного благосостояния.

На практике концепция социально-этического маркетинга может реализовываться по нескольким базовым направлениям:

  • экологическое – предполагает, что компания-производитель товаров заботится об улучшении состояния окружающей среды через минимизацию загрязнений в процессе производства, создание более экологичной упаковки или безопасных в экологическом плане товаров;
  • оздоровительное – особая ниша товаров для поддержания или улучшения здоровья, включающая в себя не только медицинскую продукцию, но и чистую воду, качественные (в том числе и органические) продукты питания, натуральные ткани и мебель, товары для занятий спортом и т.д.;
  • социальное – подразумевает заботу о повышении благосостояния наименее обеспеченных слоев населения или мероприятия, направленные на удовлетворение общественных нужд.

Для достижения максимально возможной эффективности экологического маркетинга в практической деятельности компании можно сочетать элементы сразу нескольких направлений.

 

Литература

1. Смирнова Е.В. Экологический маркетинг  и его основы  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/eco_ marketing.htm (дата обращения 15.03.2016г.)

2. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] / Котлер Ф., Армстронг Г.- М.: Вильямс, 2009.

3. Экологический маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.e-xecutive.ru/ (дата обращения 15.03.2016г.)

4. Океанова З.К. Концепция социально-этического маркетинга в современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/chair/mark/research/Documents/Modern.Marketing.2012.pdf (дата обращения 15.03.2016г.)

также будет размещен

Категорія: Секція_3_Економіка_і_природокористування | Додав: Admin (25.03.2016)
Переглядів: 521
Всього коментарів: 0