Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки |
Селифонова Татьяна к.и.н, доцент Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права г. Курск, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ (НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила российское государство социальным государством. В результате, в современной России сложилась определенная система социального обеспечения, а также понимание гражданами своих прав и практически полная уверенность в их реализации. В этой связи уместна постановка вопроса о соотношении таких понятий, как право социального обеспечения гражданина и его социальной ответственности за свои страховые риски и страховые случаи. Последние могут быть как объективными, так и субъективными. Гражданин вел асоциальный образ жизни, нигде не работал, стал инвалидом, получил группу инвалидности, социальную пенсию, претендует на жилищную субсидию. Или молодые люди, состоявшие в столь распространенном сегодня и ни к чему не обязывающем гражданском браке, завели ребенка, расстались, девушка стала матерью-одиночкой. Да и у состоявших в официальном браке на 100 браков приходится в Российской Федерации свыше 80 разводов. Значит государство, федеральная, региональные власти законодательно дают гарантии социальной защиты и обеспечения в перечисленных случаях, а гражданин никому и ничем не обязан. Близка к названной выше проблеме и проблема социального иждивенчества, порождаемая, по нашему мнению, стремлением власти доказать через право социального обеспечения, что ее слово не расходится с делом. Действительно, в любом случае гражданин, достигший определенного возраста, не работая по договору, получит социальную пенсию. И хотя она не превышает прожиточного минимума, но не даст умереть с голоду. Не этим ли объясняется нежелание молодой части общества работать по договору, перебиваясь случайными заработками. Или, есть примеры взятия в семью чужих детей с целью дать достойное образование своим детям за счет пособий, выдаваемых на содержание принятых в семью. Кстати, было наглядно видно стремление государства закрыть детские дома и другие специализированные детские учреждения и определить правовое положение детей в новых семьях, теперь остается выяснить какой получен результат. Можно привести и другие примеры в системе социального обеспечения, вызывающие неоднозначные оценки. Общеизвестно, что социальное обслуживание определенных категорий населения (одиноких пожилых и инвалидов) осуществляется на платной и бесплатной основах. Критерием этого является, главным образом, размер получаемой человеком пенсии. В зависимости от нее социальное обслуживание на дому может быть бесплатным, частично или полностью оплачиваемым. Получается, на наш взгляд, что люди, заслужившие своим трудом достойные пенсии, в условиях старости, немощности или инвалидности, оставшиеся наедине с этими недугами, наказаны государством за то, что учились, достойно трудились, сделали карьеру, приносили пользу государству и обществу. И в конце своей жизни за все это должны заплатить государству, чтобы достойно пережить проблемы своего возраста и физического состояния. Не без интересным было бы изучение влияния материнского капитала на устойчивость семьи и брака. Государство решает вопрос о выплате материнского капитала на третьего и последующих детей. В этой связи настало время рассматривать материнский капитал не только как благодарность государства за решение демографической проблемы гражданами страны, но и как капитал, за который необходимо рассчитаться качеством рождения, воспитания и образования будущего России. Этой ответственности молодым родителям явно не хватает. Оставляют желать лучшего размеры социальных пособий, предоставляемых гражданам, в частности, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. На деле женщина, родившая ребенка без мужа, в Курской области, например, получает ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет всего 249 рублей 10 копеек. И, таким образом, оказывается в трудной жизненной ситуации. Низким является размер ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет, выплачиваемый органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в сумме 300 рублей (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Думается, что право социального обеспечения, столь активно и широко внедряемое в жизнь современного российского общества, должно сопровождаться ответственностью и обязанностями граждан этого общества, исключая элементы иждивенчества и паразитирования. Не приемлем в этой сфере и государственный популизм. Прямой путь к этому –совершенствование в стране социального законодательства.
Литература 1. Григорьев И.В. Право соц. обеспечения [Текст]: учеб. пособие для прикладного бакалавриата. 4-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 232 с. 2. ܲ ܲГусеܲвܲа Т.С. Пробܲлеܲмܲы реܲаܲлܲизܲаܲцܲиܲи прܲаܲвܲа нܲа соܲцܲиܲаܲлܲьܲное обесܲпечеܲнܲие сеܲмܲьܲяܲмܲ, иܲмеܲюܲщܲиܲмܲи детеܲй, в Россܲиܲйсܲкоܲй Феܲдерܲаܲцܲиܲи [Текст] // Россܲиܲйсܲкܲиܲй юрܲиܲдܲичесܲкܲиܲй журܲнܲаܲл. - 201ܲ2. - № 1. - С. 1ܲ25 - 1ܲ31. 3. Зумакулов Б.М. Социальные права граждан и их защита в условиях социального государства [Текст]// Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 1. - С. 36-41. 4. Мачульская Е.Е. Право соц. обеспечения: учебник для бакалавров [Текст]- 3-е изд, перераб. и доп.-: Изд-во Юрайт, 2014. -587 с. | |
Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (07.12.2016) | |
Переглядів: 302 |
Всього коментарів: 0 | |