Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ганчар Наталия

преподаватель

ГУО «Гимназия № 9 имени Ф.П.Кириченко г. Гродно»

г. Гродно, Беларусь

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Урок-игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность.

Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Имеют три подвида: театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы [1].

Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Имеют два подвида: конкурсная, соревновательная игра – это искусственное моделирование ситуации прошлого, в котором люди определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте; маршрутная игра (путешествие, экспедиция) – особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и «путешествуют» по нему в определенной пространственной среде.

Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.

Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра – имитационный игровой метод активного обучения.

Важно также отметить, что деловая игра – это и коллективный метод обучения.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций; метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода [2].

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде: игра позволяет радикально сократить время накопления опыта; игра дает возможность экспериментировать, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.; в деловой игре знания усваиваются в динамике развития сюжета деловой игры; игра позволяет формировать целостное представление о деятельности в ее динамике; деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).

 

Литература

1. Спасская, Л.А. Деловая игра как современная образовательная технология [Текст] / Л.А. Спасская // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/12/24/delovaya-igra (дата обращения 04.11.2016 г.). – Название с экрана.

2. Пакшина, Е.Г. Роль игры в процессе обучения [Текст] / Е.Г. Пакшина // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/363008 (дата обращения 10.11.2016 г.). – Название с экрана.

Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 1351
Всього коментарів: 0