Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Володько Ольга

к.э.н., доцент, доцент

Володько Людвик

к.э.н., доцент, доцент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Беларусь

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Активизация инновационного развития предприятий, отраслей и экономики в целом является одним из главных направлений экономического роста в Республике Беларусь. Как рычаг косвенного воздействия, налоговое регулирование инновационной деятельности, является мощным инструментом, способным влиять на развитие инновационных процессов. Поэтому выбор тех или иных способов налогового регулирования может существенно сказаться на развитии инновационной деятельности предприятий.

В Республике Беларусь наблюдаются невысокие темпы развития научно-технического потенциала в Республике Беларусь. Так, в 2015 году внутренние затраты на исследования и научные разработки, относительно ВВП (наукоемкость), составляют 0,52%. Низкий уровень наукоёмкости белорусской экономики, не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции, доля которой в общем объёме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России. В последние годы показатель «внутренние затраты на научные исследования разработки, в процентах к ВВП» (наукоемкость ВВП) находится на уровне, не превышающем 0,6 – 0,7%, что значительно ниже среднеевропейского значения (2%) и критического уровня экономической безопасности (1%) [1].

С целью совершенствования налогового механизма, регулирования инновационной деятельности предприятий в Республике Беларусь необходимо:

1. закрепить в законодательстве институционального статуса малого и среднего инновационного предприятия с параллельным определением для каждой группы комплекса мер финансовой поддержки со стороны государства. Вместе с тем, право на применение упрощенной системы налогообложения имеют все категории плательщиков при соблюдении критериев численности и размеров валовой выручки;

2. пересмотреть порядок исключения из налоговой базы по налогу на прибыль расходов по полученным инвестиционным кредитам капитального характера. Предлагается расходы в виде процентов по данным кредитам относить не на увеличение первоначальной стоимости объекта, а учитывать в составе внереализационных расходов текущего периода. Это позволит увеличить размер собственных оборотных средств и повысить кредитоспособность малых и средних предприятий.

3. Разрешить малым и средним инновационным предприятиям списывать на затраты, признаваемые в налогообложении, расходы на приобретение имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности по мере их осуществления. В настоящее время действует механизм списания стоимости нематериальных активов через их амортизацию.

4. Разрешить субъектам предпринимательской деятельности относить на затраты, признаваемые в налогообложении, средства, передаваемые в безвозмездном порядке научно-исследовательским институтам и университетским лабораториям, с целью разработки последними новых высоких технологий и инновационных продуктов. Это призвано усилить позиции отечественных вузов в научно-исследовательской деятельности.

5. Освободить от уплаты НДС и налога на прибыль при реализации инновационных продуктов и услуг субъектами хозяйствования всех форм собственности. Это будет способствовать не только равенству конкурентной среды государственных организаций и сферы бизнеса, но и стимулировать вовлечение предпринимательского капитала в сферу создания интеллектуального продукта.

Вместе с тем, применение предлагаемых инструментов налогового механизма должно основываться на тщательном анализе возможных последствий с позиций достаточной эффективности для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, и величины предполагаемых бюджетных потерь.

Для обеспечения регулирующего влияния государства на инновационную сферу через налоговую политику недостаточно установить льготы на постоянной основе. Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства - от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты. Налоговая политика государства должна быть нацелена на повышение мотивации бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере.

 

Литература

1. Основные показатели развития НТП в Беларуси // Белорусский рынок. –2016г.–с.69.

2. Международное общественное объединение «Развитие» [Электронный ресурс]/ Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт. – Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/1728/232/. – Дата доступа: 28.10.2016.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 157
Всього коментарів: 0