Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Лемеш Валентина

к.э.н., доцент,

УО «Белорусский государственный

экономический университет»

Республика Беларусь, г. Минск

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Зародившийся в конце прошлого столетия отечественный независимый аудит прошел ряд этапов, на каждом из которых возникали и решались различные проблемы. За прошедший период в Республике Беларусь  было принято свыше 1000 нормативных правовых актов различного уровня, в том числе декреты и указы Президента Республики Беларусь, кодексы и законы, постановления Совета Министров и Министерства финансов, документы Аудиторской палаты и других органов.

За период времени, прошедшего после принятия Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» 12.07.2013 № 56-З [1] произошли существенные изменения, ряд из которых свидетельствует о критическом состоянии аудита в нашей стране. Так, требования норм статьи 7 указанного Закона о наличии в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы вместо ранее установленных трех, привело к значительному сокращению числа аудиторских организаций со 146 до 82 на 20.09.2016. Наряду с организациями в республике по состоянию на  21.10.2016 работает 362 аудитора – индивидуальных предпринимателя. За период с 2011 г. по 2015 г. численность аттестованных аудиторов снизилась с 1493 до 1446  [2] и по прогнозам специалистов будет снижаться.

Пунктом 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь  «О бухгалтерском учете и отчетности», предусмотрено новое требование: общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь [3]. При этом предусмотрены дополнительные требования к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО [1, ст. 7]:

наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;

наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов из числа указанных в части второй настоящей статьи, имеющих специальную подготовку в области МСФО.

Подчеркнем, что ни в самом законе, ни в других документах нет разъяснений и требований по документам, подтверждающим специальную подготовку в области МСФО. По утверждению  специалистов Министерства финансов Республики Беларусь в 59 аудиторских организациях работает 227 специалистов, имеющих международные сертификаты по МСФО [4]. Однако на сайте указанного министерства данная информация отсутствует.

Еще одним важным нерешенным аспектом в Республике Беларусь является отсутствие саморегулируемых аудиторских организаций. Статьей 8 Закона предусмотрено, что аудиторские организации и (или) аудиторы – индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать аудиторские объединения в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1, ст. 8]. В настоящее время в республике созданы Ассоциация профессиональных аудиторов (АПУ), Ассоциация аудиторских организаций (ААО) и Ассоциация сертифицированных бухгалтерским и аудиторов Беларуси. Однако данные объединения не могут быть зарегистрированными в качестве саморегулируемых в связи с отсутствием правового поля по саморегулируемым организациям. В результате ни одно из общественных объединений Республики Беларусь нее является членом Международной федерации бухгалтеров. Это значит, что в республике до сих пор нет официального перевода Международных стандартов аудита (МСА). Отечественным аналогом МСА являются Национальные правила аудиторской деятельности (НПАД). Их разработкой занимается Министерство финансов Республики Беларусь. В настоящее время действует 35 НПАД, из которых 29, по мнению представителей Минфина, соответствуют МСА [4]. В этом контексте хочется отметить, что Беларусь является членом Евразийского экономического союза и активно участвует в подготовке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. Если учесть, что другие страны участницы этого союза применяют МСА, то нашей стране предстоит очень серьезная работа по гармонизации отечественного законодательства

 

Литература

  1. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 № 56-З.
  2. http://minfin.gov.by/ru/auditor_activities/requirements/.
  3. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 № 57-З.
  4. Сорока Н.В. Аудит-25: баланс потребностей и возможностей. Интервью. Экономическая газета  от 04.10.2016 г. № 76 (1983).
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 154
Всього коментарів: 0