Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

РОЛЬ МЕХАНИЗМА САМООБСЛУЖИВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТОЧЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Антоневич Андрей

магистр

ОАО «АСБ Беларусбанк»

г.  Минск, Республика Беларусь,

 

РОЛЬ МЕХАНИЗМА САМООБСЛУЖИВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТОЧЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Оказание банком услуг клиентам осуществляется на основании соответствующего договора между банком и клиентом. Организация обслуживания держателей карточек предполагает оснащение пункта приема платежей (ОТС) терминальным оборудованием и обучение персонала правилам обслуживания держателей карточек (Рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Механизм организации обслуживания держателей карточек.

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Для организации обслуживания держателей карточек организация торговли (сервиса) предоставляет в адрес банка договор по расчетному обслуживанию (эквайрингу) организации торговли (сервиса) с приложением копии устава и свидетельства о государственной регистрации, вопросник, документы, удостоверяющие личность директора и главного бухгалтера организации для проведения идентификации деловых партнеров в рамках законодательства Республики Беларусь о мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, а также в необходимом количестве заявки на регистрацию пунктов обслуживания держателей карточек и иные документы. По факту заключения договора эквайринга проводится идентификации делового партнера, осуществляется регистрация и установка платежного терминала (подключение и проверка работоспособности платежного терминала, проведение на нем тестовых операций), а также проведение обучения персонала пункта обслуживания правилам проведения операций с использованием банковских платежных карточек на терминальном оборудовании.

Проведение операций с использованием банковских платежных карточек в ПВН/ППКП и организациях торговли (сервиса) осуществляется строго в соответствии с Руководством по обслуживанию держателей карточек с использованием терминального оборудования, разработанного в соответствии с законодательством, в т.ч. с учетом требований платежных систем, TKII и сложившейся практики обслуживания держателей карточек.

В наиболее универсальном виде механизм обслуживания держателей предполагает 4 этапа (Рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Универсальный механизм обслуживания держателей карточек.

Примечание – Источник: собственная разработка

 

С развитием в Республике Беларусь бесконтактных платежей, а также внедрением устройств и касс самообслуживания (приоритетно в крупных гипермаркетах, торговых центрах, пунктах быстрого питания, АЗС) использование такого механизма обслуживания держателей карточек становится неэффективным, т.к. при проведении бесконтактного платежа отпадает необходимость передачи платежной карточки, а в перспективе платежного инструмента ( смартфона, планшета) при внедрении технологии Near Field Communication - держатель платежного инструмента самостоятельно осуществляет платеж, в т.ч. без участия обслуживающего персонала и в режиме 365/24/7. При этом в случае проведения платежей с использованием бесконтактных карт и сумме операции до лимита (Visa Pay Wave 22 BYN, 20 EUR, 25 USD, Mastercard PayPass – 10 BYN) необходимость ввода Пин-кода также отсутствует, что способствует увеличению скорости обслуживания держателей карточек при проведении безналичных платежей.

Следует отметить, что согласно требованиям Национального банка Республики Беларусь терминальное оборудование, вновь устанавливаемое в организациях    торговли    (сервиса),    должно    обеспечивать    возможность проведения бесконтактных платежей. Вместе с тем с 01.01.2020 вес терминальное оборудование, функционирующее в организациях торговли (сервиса), должно будет поддерживать данный функционал.

Активное внедрение банками Республики Беларусь в настоящее время инновационных технологий проведения бесконтактных платежей и наращивание темпов выпуска в обращение платежных карт с возможностью осуществления бесконтактных платежей и расширения соответствующей инфраструктуры для их обслуживания, особенно в условиях превышения удельного веса количества платежных карт с возможностью проведения бесконтактных платежей в общем объеме (21,2%) над удельным весом количества бесконтактных платежных терминалов в общем объеме терминального оборудования, функционирующего в ОТС (14,54%) (Рисунок 3), свидетельствует о необходимости оперативного реинжиниринга механизмов обслуживания держателей платежных карточек, т.е. осуществлению перехода от индивидуального обслуживания (face to face) к самообслуживанию, в т.ч. с внесением соответствующих изменений в ЛНПА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Основные показатели состояния безналичных расчетов и бесконтактных платежей в ОТС

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Таким образом, внедрение и использование инновационных механизмов обслуживания держателей карточек (переход от индивидуального обслуживания к самообслуживанию), в т.ч. в условиях развития бесконтактных платежей, способствует увеличению скорости обслуживания держателей карточек, как следствие этого - увеличению количества обслуживаемых клиентов и наращиванию оборота и играет важную роль в развитии системы безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек в Республике Беларусь.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 269
Всього коментарів: 0