Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Борисова Ольга

д.э.н., доцент, главный научный сотрудник

Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

ФГБУН  НЦА Российской академии наук

Алтайская  лаборатория

г. Барнаул, Россия

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЕМ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Государственному регулированию  внутреннего аграрного рынка в России уделяется значительное внимание с  начала XX века: это практическая  деятельность видных государственных деятелей С. Ю. Витте и П.А. Столыпина, создавших устойчивое аграрное производство на юге Сибири; это серьезные научные разработки конца ХХ - начала ХХI века академиков И. Алтухова, И.Н. Буздалова, П.М. Першукевича, А.В. Петрикова, Э.Н. Крылатых, А.С. Миндрина, И.Г. Ушачева. Однако  принципы осуществления, размеры и приоритеты  государственного регулирования пищевой промышленности на региональном уровне в современных условиях  остаются недостаточно раскрытыми. Отсутствуют единые методические положения по государственному регулированию пищевой промышленности в Сибирском федеральном округе, поэтому тема проводимого исследования достаточно актуальна.

Под государственным регулированием экономики понимают совокупность инструментов воздействия на все стадии производственного процесса, однако само управленческое воздействие составляет лишь часть механизмов общего регулирования. Содержательная основа определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимосвязями с другими элементами системы [1, с. 10]. Однако большинство ученых рассматривают проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в целом, не учитывая особенности деятельности пищевой промышленности. Считаю, что государственное регулирование развития пищевой промышленности осуществляется в настоящее время на двух уровнях – федеральном и региональном и включает в себя систему мер законодательного,  исполнительного и контролирующего характера. Цель государственного регулирования – поддержать деятельность предприятий отрасли в условиях быстроменяющейся конкурентной среды.  

Для формирования механизма государственного регулирования пищевой и перерабатывающей промышленности существует ряд предпосылок:   необходимость преодоления технологической отсталости отрасли; необходимость ведения государственного контроля над безопасностью продовольственных товаров, производимых на отечественных предприятиях и поставляемых по импорту.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации существуют государственные программы развития сельского хозяйства [2]. Однако проведенный анализ по Сибирскому федеральному округу показал, что программы по развитию пищевой промышленности есть только в трёх регионах: Омской и Кемеровской областях, Алтайском крае.

Приняв Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края  [3], в регионе разрабатывается ряд отраслевых программ, направленных на поддержку технологической модернизации отрасли, а также развитие экспортного потенциала (по развитию сахарной, молочной, масложировой, переработке продукции пантового оленеводства). Выделенные государственные субсидии позволили по многим показателям выйти на лучшие показатели в России, несмотря на географическую отдалённость от центра страны. 

В 2015 г. был разработан региональный антикризисный план для пищевой промышленности, были выделены инвестиции в объёме 2,9 млрд. рублей, что позволило сохранить положительные темпы роста промышленного производства пищевых продуктов, индекс составил 105,2 %. В сравнении с итогами 2014 года наибольший рост производства получен в плодоовощной промышленности – 264%, в производстве прочих пищевых продуктов – 111,0% и молочной промышленности 108,1% [4].

 Алтайский край является активным участником развития биоиндустрии в Российской Федерации, на что направлена реализация мероприятий краевой программы ««Развитие биотехнологий Алтайского края» на период до 2020 года». По развитию пищевой и фармацевтической промышленности реализуется 64 проекта биотехнологической направленности, из них: 31 - предприятиями, 18 - высшими учебными заведениями,15 - научно-исследовательскими институтами.

По итогам девяти месяцев 2016 г. объем инвестиций в основной капитал предприятий пищевой превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 31,4% и составил более 2,6 миллиарда рублей. Наиболее крупные суммы вложены в предприятия зерноперерабатывающей, масложировой, молочной, сахарной промышленности. Предприятия ежегодно увеличивают ассортимент примерно на 300 новых видов продукции.   Новые предприятия позволяют не только увеличить объемы производства продукции, но и повысить ее качество, расширить объемы торговли как внутри региона, так и за его пределами. Экспорт продукции пищевой промышленности Алтайского края осуществляется более чем в 20 стран, продукция также закупается Организацией Объединённых Наций для своих гуманитарных операций.

Такие успехи отрасли стали возможны только благодаря краевым целевым программам, в которых детально проработаны все вопросы по проведению технологической модернизации, ассортиментной стратегии, развития межрегиональной и международной торговли, поэтому считаю, что такие программы должны быть во всех регионах России, занимающихся развитием сельского хозяйства.

 

Литература

  1. Бартлинг, Г. Основы учения о рыночной экономике [Текст ] /
     Г. Бартлинг.– М.: Агент, 1997.
  2. Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 ГОДЫ» (с изм. и на 30.06.2015). Постановление администрации Алтайского края от 5 октября 2012 г. N 523 ).  [Электронный ресурс]  - Режим доступа: www.altai agro.ru.
  3. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 г. Утверждена Постановлением Администрации Алтайского края от 25.06.2012 г. №330. ).  [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.altai agro.ru.
  4. Информационный портал Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ffprom22.ru/info/ (дата обращения 25 октября 2016 г.)

 

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 155
Всього коментарів: 0