Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Верезубова Татьяна

д.э.н., доцент, доцент кафедры налогов и налогообложения

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Главными целями государственного регулирования страховой отраслью являются развитие страхового рынка и обеспечение финансовой устойчи­вости страховщиков. В системе методов государственного регу­лирования страхового рынка важную роль занимает налогообложение страховых организаций, поскольку ока­зывает активное воздействие на спрос на страховые услуги, страховую, инвестиционную деятель­ность, финансовое состояние страховщика и способствует достижению целей регулирования. В настоящее время позиция белорусского страхового рынка на мировом пока еще является слабой. Беларусь по данным за 2015 г. занимает 80-е место по объему аккумулированных страховых премий [1]. В опреде­ленной мере такая ситуация обусловлена уровнем развития рыночных отношений и соот­ветствующей инфраструктуры, а также спецификой организации страхового дела на этапе приобретения суверенитета Республикой Беларусь[2, c. 47].

Динамика показателей деятельности страховых организаций Республики Беларусь за 2013-2015 гг. приведена в таблице 1. Как видно из таблицы 1, за анализируемый период опережающими темпами по сравнению с аккумулируемыми страховыми взносами росли расходы страховщиков: страховые выплаты, отчисления в страховые резервы, а также уплачиваемые страховщиками налоги. Такая тенденция связана с повышением рисков в сложных экономических условиях развития кризисных явлений, а также с увеличением ставки налога на прибыль для страховщиков (с 18 до 25 %).

Таблица 1

Динамика показателей деятельности страховых организаций Республики Беларусь в 2013-2015 гг.

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Темп роста, %

2014 г. от 2013 г.

2015 г. от 2014 г.

Страховые взносы, млрд руб.

6645,1

7267,3

8227,1

109,4

113,2

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения, млрд руб.

2761,3

3281,4

4726,4

118,8

144,0

Средний уровень выплат, %

41,6

45,2

57,4

108,7

127,0

Общая сумма страховых резервов, млрд руб.

4699,4

7036,7

8701,4

149,7

123,7

Собственный капитал страховых организаций, млрд руб.

11800,0

12130,8

13589,7

102,8

112,0

Платежи страховых организаций в бюджет и внебюджетные фонды Республики Беларусь

223,2

452,1

730,2

202,5

161,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3].

 

В современных условиях ключевыми направлениями применения регулирующего воздействия налого­обложения в отношении страховых организаций должны оставаться:

– регулирование совокупного уровня налоговой нагрузки на страховые организации. При уплате налогов не должны вымываться финансовые ресурсы страховщиков, служащие обеспечением их финансовой устойчивости;

– стимулирование страхо­вой деятельности, регулирование направлений ее развития при помощи управления косвенным налогообложением. По-прежнему доходы страховщиков не должны облагаться налогом на добавленную стоимость;

– стимулирование инвестиционной деятельности страховых организаций. Как и в настоящее время, с помощью высокой ставки купонных и процентных доходов по государственным долгосрочным облигациям (до 7 % в валюте) и льготированием доходов от данных вложений по налогу на прибыль повышаются возможности страховых организаций получать гарантированный доход для обеспечения выполнения страховых обязательств;

– обеспечение реализации предупредительной функции страхования. Отчисления от поступивших страховых взносов в  фонд предупредительных мероприятий уменьшают налогооблагаемую прибыль страховщиков и способствуют снижению рисков наступления страховых случаев через механизм направления их на финансирование превентивных мероприятий;

– создание дополнительных гарантий выполнения обязательств страховыми организациями перед страхователями посредством применения механизма парафискальных платежей. По обязательным и ряду добровольных видов страхования средства создаваемых фондов (гарантийных, защиты потерпевших, предупредительных мероприятий) перечисляются в бюджет и внебюджетные фонды, где используются на цели усиления страховой защиты.

Критерием эффективности функ­ционирования механизма налогообложе­ния страховых организаций является, прежде всего, наиболее полная реализация по­тенциала налогов как инструмента перераспре­деления части чистого дохода, созданного стра­ховыми организациями, в пользу государства, обеспечение устойчивого развития страхового рынка., чем достигается опти­мальное сочетание между регулирующей и фи­скальной функциями налогов.

 

Литература

  1. Sigma: insurance research [Electronic resource] // Swiss Re – Leading global reinsurer. – Mode of access: http://www.swissre.com/sigma. – Date of access: 12.11.2016.
  2. Верезубова, Т.А. Финансовая стратегия страховых организаций в условиях развития национальной экономики : монография / Т.А. Верезубова. – Минск : БГЭУ, 2015. – 185 с.
  3. Надзор за страховой деятельностью [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/supervision/stat/. – Дата доступа: 27.07.2015.
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 145
Всього коментарів: 0