Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Рохацевич Карина

студентка

Научный руководитель: к.э.н., доцент Зазерская В.В.

Брестский государственный технический университет

г. Брест, Беларусь

 

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как – доля транспорта и связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) Республики Беларусь в 2014 году составила 7,9%, что на 2,5% больше, чем в 2013 году (в сопоставимых ценах), в основных фондах страны в 2015 году составила 15,4%, структуре инвестиций в основной капитал в 2015 году 8,5% [1]. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Таким образом, являясь одной из отраслей, формирующих инфраструктуру экономики, обеспечивающих взаимосвязь всех ее элементов, перед транспортом стоит задача достижения уровня развития передовых стран и интеграция в мировую транспортную систему.

Транспортная система страны представлена железнодорожным, автомобильным, водным, речным, воздушным и магистральным (трубопроводным) транспортом. Анализ макроэкономических показателей позволил выявить следующие тенденции в его развитии.

В 2015 году было перевезено 447,2 млн. тонн различных грузов, по сравнению с 2014 годом этот показатель снизился на 4,3%. Лидером по перевозке является автомобильный транспорт – в совокупности было перевезено 40,3% грузов или 180,2 млн. тонн [1]. В 2015 году грузооборот всеми видами транспорта составил почти 126 млрд. тонн‐км, и по сравнению с 2014 годом снизился на 4,1% [1]. В среднем за 5 лет пассажирооборот снизился по таким видам транспорта как автомобильный на 1,9%, железнодорожный на 2,7%, внутренний водный на 15,9% [1]. В 2015 году по сравнению с 2014 годом экспорт перевезенных грузов снизился по таким видам транспорта как трубопроводный на 19,64%, железнодорожный на 24,2%, автомобильный на 21,8%, воздушный на 14,57%, внутренний водный на 25,10% [2]. В 2015 году по сравнению с 2014 годом импорт перевезенных грузов снизился по таким видам транспорта как железнодорожный на 3,8%, автомобильный на 14,7%, внутренний водный на 29,1% [2]. Для выравнивания ситуации необходимо улучшить экспортный потенциал транспорта.

Распределение перевозок внешнеторговых и международных грузов между видами транспорта показывает, что сокращается роль железнодорожного транспорта, растет значение автомобильного и воздушного видов транспорта в доставке внешнеторговых и международных грузов. При этом значительная часть экспорта транспортных услуг приходится на грузовые перевозки.

Для определения потенциала транспортной системы необходимо оценить систему продвижения услуг. Предлагаю для количественной оценки потенциала системы продвижения услуг (СГТУ) транспорта использовать показатель прироста ВВП в результате роста экспорта транспортных услуг.

Для того чтобы рассчитать данный показатель необходимо рассчитать темпы роста ВВП, долю транспорта в добавленной стоимости ВВП в отчетном году, темпы роста экспорта транспортных услуг, мультипликатор. Значение коэффициента мультипликатора задается экспертным путем.

В 2012 году потенциал системы продвижения услуг (СУП) транспорта составляет 121,8%, а уже в 2015 г. (-128,3%).

Таким образом уровень потенциала экспорта транспортных услуг значительно снизился, главным образом за счет значительного снижения экспорта транспортных услуг. Транспортная система страны, особенно в 2014-2015 гг., сдерживает темпы экономического роста.

Модернизация транспортной системы через систему определенных транспортной стратегией мер должна способствовать превращению уникального географического положения Беларуси в реальное экономическое преимущество по использованию транзитного потенциала, экспорта транспортных услуг.

Экспортный потенциал транспортной отрасли существенно недооценен и недоиспользован, требуется развернутая система поддержки экспорта и доступа наших товаров на рынки других стран.

 

Литература

1. Транспорт и логистика Республики Беларусь: справочник / Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [1],
Н. В. Горбанева, А. В. Орлович; под редакцией И. И. Карбановича – Минск, 2012.

2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [2]. – Режим доступа: http:// belstat.gov.by

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 286
Всього коментарів: 0