Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

АНАЛИЗ ОТЧЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Виногоров Георгий

к.э.н., доцент, доцент

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

АНАЛИЗ ОТЧЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Рыночные условия хозяйствования, усиливающийся глобальный характер конкуренции объективно обусловливают необходимость самого благоприятного позиционирования любого субъекта хозяйствования в своей отрасли. Руководству предприятия необходимо сосредоточиться не только на экономическом, но и на экологическом и социальном развитии своей компании. Экологическая и социальная деятельность должна стать частью общей стратегии, а при ее разработке должны учитываться интересы всех заинтересованных сторон. Отчетность в области устойчивого развития охватывает экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации (т.е. триединый подход).

Отсюда вытекает объективная необходимость глубокого анализа отчетности в области устойчивого развития предприятий любых форм собственности, подготовленной в соответствии с принципами GRI (хотя следует признать, что в Республике Беларусь количество предприятий, составляющих подобную отчетность, очень мало).

Между тем в специальной экономической литературе по анализу хозяйственной деятельности методика такого анализа не рассматривается вообще [1 – 6], и в практике аналитической работы субъектов хозяйствования ему уделяется явно недостаточное внимание. С этих позиций автором впервые предпринята попытка разработки методики проведения анализа отчетности в области устойчивого развития.

Перед анализом стоят следующие задачи: проверка реальности плана мероприятий по социальной ответственности бизнеса, оценка напряженности установленных заданий и уровня выполнения плана; изучение динамики показателей, характеризующих корпоративную социальную отчетность; определение системы факторов и обусловивших причин отклонений фактических показателей от установленных параметров; количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей, выявление и оценка резервов повышения корпоративной социальной ответственности и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Источники информации: бизнес-план, план экономического и социального развития, план научно-технического развития; отчетность предприятия в области устойчивого развития (корпоративный социальный отчет); соответствующие листки-расшифровки; данные выборочных и специальных обследований и наблюдений и др.

Анализ целесообразно проводить по следующим направлениям: экологическому (природоохранному), социальному, экономическому.

Оригинальная методика анализа, впервые разработанная автором, включает три аспекта элементов отчетности:

- стратегия и характеристика: элементы, определяющие общий контекст, необходимый для понимания результатов деятельности организации, такие как ее стратегия, характеристика и корпоративное управление;

- подходы менеджмента: элементы отчетности, описывающие то, как организация реагирует на определенный список тем, и определяющие контекст, необходимый для понимания результатов деятельности организации в конкретной области.

- показатели результативности: показатели, дающие сопоставимую информацию об экономических и социальных результатах деятельности организации.

Ее использование в практике работы субъектов хозяйствования дает им возможность значительно повысить доверие инвесторов, и, соответственно, улучшить доступ к капиталу и получению долгосрочных инвестиций, и, следовательно, в конечном итоге повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Изложенные подходы существенно помогут субъектам хозяйствования любых форм собственности в правильной оценке эффективности корпоративной социальной ответственности, нацеливают на проведение глубокого анализа отчетности в области устойчивого развития, что, в свою очередь, дает возможность установить тенденцию развития и предупредить возможные негативные явления. Кроме этого на основании проведенного анализа можно наметать конкретные мероприятия по улучшению своего позиционирования в рыночной среде, что в свою очередь повысит конкурентоспособность субъекта хозяйствования.

 

Литература

1 Адаменкова С.И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия / С.И.Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2013.  - 397с.

2 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / [В.И. Видяпин и др.]; под ред. В.Я.Позднякова – М.: ИНФРА-М, 2013. – 615с.

3 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / [А.И.Алексеева и др.]. – Москва: КноРус, 2013. – 705с.

4 Никифорова Н.А. Управленческий анализ: учебник/ Н.А.Никифорова, В.Н.Тафинцева; под ред. Н.А.Тафинцева; под ред. Н.А.Тафинцевой. – Москва: Юрайт, 2013. – 442с.

5 Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В.Савицкая. – Москва, Инфра-М, 2013. – 605 с.

6 Толпегина О.А.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник, О.А.Толпегина, Н.А.Толпегина –Москва: Юрайт, 2013. – 672с.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 180
Всього коментарів: 0