Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_4_Технічні науки

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Дягелев Михаил

к.т.н., доцент

ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

г. Ижевск, Россия

 

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

 

Особенности зимнего содержания и управления сетью автомобильных дорог с обеспечением требуемой надежности и безопасности участников дорожного движения освещены в ряде работ [1-8]. При этом, однако, оригинальные методы оценки эффективности использования финансовых средств, выделяемых на содержание дорог, при различных метеорологических факторах представлены в работах Самодуровой Т.В., Коденцевой Ю.В., Загребиной Т.А. и др. [1-3, 7, 8]. Цель зимнего содержания автомобильных дорог – это выполнение комплекса работ по обеспечению непрерывного и безопасного движения транспортного потока, включающего защиту дорог от заносов и лавин, очистку от снега, борьба с наледями, предупреждение образования и ликвидацию зимней скользкости. Так как выполнение работ по зимнему содержанию дорог является ресурсоемким, то при обосновании средств, выделяемых на это, нужно учитывать объективно необходимые объемы работ по зимнему содержанию дорог, зависящие от метеорологических условий производства работ, количественные значения которых неоднородны на территории региона. Поэтому в настоящее время наметился переход дорожной отрасли к финансированию на основе нормативов по содержанию автомобильных дорог. Объемы работ и потребность ресурсов на зимнее содержание автомобильных дорог одинаковых эксплуатационных категорий могут значительно отличаться вследствие различия климатических условий производства работ на обширных территориях областей.

Саму задачу распределения ресурсов при зимнем содержании улично-дорожной сети (УДС) можно представить в виде целевой функции:

 

где аij – некий коэффициент, который мог бы характеризовать определенную пропорциональность между экономией от отсутствия транспортных заторов и дополнительными затратами при выполнении работ по содержанию i-го участка дороги.

Таким образом, целевая функция при решении задач распределения ресурсов при зимнем содержании улично-дорожной сети должна стремиться к максимуму при экономии от отсутствия транспортных заторов за счет дополнительных затрат на зимнее содержание дорог при следующих ограничения:

       (1)

   (2)

  • условие (1) ограничивает распределение выделенных на зимнее содержание УДС средств в рамках нормативных затрат;
  • условие (2) не позволяет сумме распределяемых средств превышать остатки ресурсов (разница между объемом выделяемых средств и предельно допустимым уровнем затрат).

 

Литература

  1. Коденцева Ю.В. Обоснование ресурсоемкости зимнего содержания сети автомобильных дорог на основе районирования территорий по неблагоприятным климатическим факторам: автореф. дисс. к.т.н. – Омск, 2007. – 21 с.
  2. Самодурова Т.В. Научные основы оперативного управления работами по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах: автореф. док. тех. наук. – Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2004. – 35 с.
  3. Загребина Т.А. Экономический эффект от использования гидрометеорологической информации в дорожном хозяйстве // Вестник ИжГТУ. – 2006. - №4. – С. 60-62.
  4. Дягелев М. Системный анализ и теория оптимальных решений снижения влияния талых стоков с улично-дорожных сетей города на водные объекты // Інноваційні технології та інтенсифікація розвитку національного виробництва: матеріали ІІІ міжнар. наук.-практ. конф. 20–21 жовтн. 2016 р. Ч. 1. – Тернопіль : Крок, 2016. – С. 241-242.
  5. Дягелев М. Влияние эксплуатации улично-дорожной сети в зимний период на окружающую среду // Екологія і природокористування в системі оптимізації відносин природи і суспільства: матеріали ІІІ міжнар. наук.-практ. конф. 24–25 березн. 2016 р. Ч. 1. – Тернопіль: Крок, 2016. – С. 72-74.
  6. Дягелев М.Ю. Оценка влияния талого стока с улично-дорожной сети города на водные объекты // В сборнике: Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции / Юргинский технологический институт. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. – С. 217-222.
  7. Дягелев М.Ю. Системный подход в стратегическом развитии дорожно-транспортного комплекса // В сборнике: Системный подход в стратегическом развитии региональных инфраструктурных комплексов: материалы II международной научно-практической конференции, 7 июня 2016 г.: сборник статей и тезисов / под общей редакцией Р.В. Скуба, С.С. Захарова. – Владимир: Издательство Атлас, 2016. – С.66-73.
  8. Дягелев М.Ю. Обзор методов решения задач маршрутизации транспорта при зимнем содержании улично-дорожной сети // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ материалы V международной научно-практической конференции. Кемерово, 2016. С. 206-207.
Категорія: Секція_4_Технічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 145
Всього коментарів: 0