Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УЧЕТА ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОХРАНЕ ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬ

Речиц Екатерина

аспирант

Научный руководитель: профессор, доктор

 юридических наук, профессор Макарова Т.И.

кафедра экологического и аграрного права Учреждения

образования «Белорусский государственный университет»

г. Минск,  Республика Беларусь

 

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УЧЕТА ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ОХРАНЕ ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОД

 

Охрана водно-болотных угодий – это деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление водно-болотных угодий, рациональное (устойчивое) использование ресурсов водно-болотных угодий и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреж­дения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздей­ствия на водно-болотные угодья хозяйственной и иной деятельности и лик­видацию ее последствий. Охрана водно-болотных угодий обеспечивается при помощи системы закрепленных в законодательстве Республики Беларусь средств, имеющих организационное, экономическое, идеологическое содержание. Некоторые из предусмотренных правовых механизмов выполняют превентивную функцию и направлены на предупреждение возникновения экологической опасности, а также на вы­явление экологически опасных для водно-болотных угодий и окружающей среды в целом и здоровья чело­века территорий, объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, другие – регуля­тивную, устанавливая пределы воздействия на водно-болотные угодья, а так­же особые условия пользования ими [1, с. 147–148].

Правовой механизм охраны водно-болотных угодий должен разрабатываться с учетом  интегрирующих свойств водно-болотных угодий как особых сложно организованных структурно и функционально целостных объектов биосферы. Многие правовые меры охраны водно-болотных угодий, принимаемые на отраслевой основе могут привести к потере и деградации водно-болотных угодий и их ресурсов, многие – будут неустойчивыми или недостаточными, если при этом не будут решаться проблемы, связанные с другими непосредственными или косвенными факторами изменений.  Необходимо также принимать правовые меры для создания благоприятных условий, которые определяли бы эффективность и степень осуществления мероприятий, касающихся водно-болотных угодий [2, с. 63–65]. Важнейшей составляющей природоохранной стратегии является обеспечение способности водно-болотных экологических систем к самовосстановлению через создание экологических каркасов для предотвращения их деградации. Реализация подобного подхода внесет большой вклад в проблему правового обеспечения устойчивого развития территорий водосборов местного, регионального, национального и международного значения [3, с. 103–104].

В нормативных правовых актах Республики Беларусь экосистемный подход к правовой охране водно-болотных угодий применяется в полной мере к водно-болотным угодьям, расположенным на особо охраняемых природных территориях. К правовой охране иных водно-болотных угодий единый подход не закреплен: правовые меры охраны водно-болотных угодий и их ресурсов регламентированы различными по юридической силе нормативными правовыми актами об охране окружающей среды, об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании животного мира, о растительном мире, об использовании недр и иными актами законодательства Республики Беларусь, принятыми разными государственными органами, в разное время;  правовые меры направлены в первую очередь на охрану отдельных компонентов водно-болотных угодий, а не на комплексные сложно организованные экологические системы естественного и искусственного происхождения в целом; организация и осуществление охраны отдельных компонентов водно-болотных угодий возлагается на разные государственные органы и организации. Правовая охрана водно-болотных угодий, расположенных вне особо охраняемых природных территорий, не является комплексной.

Авторская позиция заключается в том, чтобы распространить экосистемный подход относительно всех категорий  водно-болотных угодий, вне зависимости от их месторасположения, а также на прилегающие к водно-болотным угодьям территории. Экосистемный подход к правовой охране водно-болотных угодий следует закрепить в качестве одного из основных принципов  в области использования и охраны вод. В связи с этим необходимо статью 3 «Основные принципы охраны и использования вод» Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г.  №149-З [4] дополнить принципом «экосистемного подхода к охране водно-болотных угодий».

 

Литература

  1. Экологическое право : пособие / Под ред. С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
  2. Экосистемы и благосостояние человека: водно-болотные угодья и водные ресурсы. Синтез : доклад об оценке экосистем на пороге тысячелетия / сост. : Ж. Альдер [и др.].  – Институт мировых ресурсов, Вашингтон, США, 2005. – 68 с.
  3. Иванович, М.М. Бассейновый принцип водопользования / М.М. Иванович // Юридический журн. – № 1. – 2008. – С. 101–104.
  4. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 30 апр. 2014 г., № 149-З : принят Палатой представителей 2 апр. 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апр. 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. беларусь. – Минск, 2016.
Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 164
Всього коментарів: 0