Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Лизакова Роза

к.э.н., доцент,  УО ГГТУ им. Сухого

г. Гомель, Республика Беларусь

Дроздова Светлана

старший преподаватель

Бедретдинова Елена

ассистент

Бобруйского филиала УО «БГЭУ»

г. Бобруйск, Республика Беларусь

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Ряд проблем в принятия обоснованных управленческих решений в процессе формирования ассортимента промышленных предприятий до настоящего времени исследован недостаточно. Широкое распространение получили упрощенные, приближённые методы планирования товарного ассортимента, отсутствует комплексная технология формирования рациональной структуры ассортимента, адекватной современным условиям хозяйствования, слабо используются методы моделирования.

Первостепенная задача ассортиментной политики состоит в разработке направлений оптимизации товарной номенклатуры и определении ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

ОАО «Белшина» —  одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее более 300 типоразмеров, моделей и нормослойности шин для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, электротранспорта, автобусов, тракторов и сельскохозяйственных машин.

В таблице 1 отображены результаты рангового анализа ассортимента выпускаемой продукции.

 

Таблица 1

Ранговый анализ ассортимента продукции ОАО «Белшина»

Наименование продукции

Выручка, млн. р.

Уд. вес выручки %

Ранг выручки

Рентабельность

Ранг рентабельности

Разница рангов

Грузовые шины

6769014

68,42

1

16,55

4

- 3

Сельскохозяйственные шины

1741489

17,60

2

3,48

6

- 4

Легковые шины

1120611

11,33

3

21,13

1

2

Шины для автопогрузчиков

6588

0,07

5

19,87

2

3

Массивные шины

2515

0,03

6

13,71

5

1

Легкогрузовые шины

253803

2,57

4

18,51

3

1

Итого

9894020

100

 

14,82

-

-

 

Небольшая разница рангов свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента.

Из таблицы видно, что разница рангов достаточна велика. Это свидетельствует о том, что структура ассортимента предприятия экономически нерациональна.

Для принятия решений о мерах по улучшению структуры ассортимента целесообразно построить матрицу выпускаемой продукции с желательными направлениями ассортиментной политики – рисунок 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Матрица желательной ассортиментной политики ОАО «Белшина»

 

Так, например, политика в отношении ассортиментной группы «Грузовые шины» должна заключаться в том, что бы повысить рентабельность продукции, либо при сохранении имеющейся рентабельности снизить объемы выпуска, что невозможно, т.к. предприятие производит продукцию по заявкам.

В отношении такой товарной группы как «Сельскохозяйственные шины» необходимо снижать объемы выпуска и увеличивать рентабельность, это в первую очередь сократит затраты на производство данного вида продукции.

Поэтому только после того, как накапливается опыт производства и сбыта произведённой продукции, возникают вопросы: те ли продукты произведены, достаточны ли ресурсов для их продвижения, насколько целесообразен их дальнейший выпуск.

 

Литература

1 Мелких, Е.Г. Как сделать структуру ассортимента экономически рациональной / Е.Г. Мелких // Экономика. Финансы. Управление. – 2007. – № 7. – С. 13-19.

2 Мирочицкая, И, Марчук, О. Обоснование рациональной ассортиментной структуры продукции предприятия методом рангового анализа /И.Мирочицкая, О.Марчук // Аграрная экономика. – 2011. - № 6 (193). С. 14-19.

3 Ранговые корреляции и взаимосвязи в педагогических экспериментах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://matstats.ru/ rang.html. – Дата доступа: 02.10.2015.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 346
Всього коментарів: 0