Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки |
НефедовЮрий кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Староверова Ольга доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Уринцов Аркадий доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой кафедра Управления информационными системами и программирования РЭУ им. Г.В.Плеханова
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕШЕНИЙ
Эволюция науки о поддержке формирования решений сейчас находится на той стадии, когда следует осмыслить свершившееся и выяснить возможные пути ее развития в будущем. На наш взгляд смены парадигмы не произошло, хоть и налицо изменения на столько весомые, что уже можно говорить если не о новой парадигме, то по крайней мере о существенном ее изменении. Доминантой, на наш взгляд, уже устаревших взглядов, однако и по сей день господствующих в практике создания систем поддержки решения, служит следующая парадигмальная цепь: цель – средства – результаты [ 2,5]. Длительное время в качестве основного подхода в их реализации господствовал подход Decision Support System (DSS). Инструментарий, предоставляемый лицу, принимающему решение (ЛПР), как правило включает обеспечивающие информационные технологии (ИТ), которые можно разделить на технологии констатирующего, моделирующего и советующего типа. Трансформация парадигмы происходит, на наш взгляд потому, что большинство управленческих задач чаще всего исключает строгую формализацию (то есть не структурированы), поскольку в их постановках изначально содержится большая доля неопределенности. В след за авторами [4,5], мы выделяем три класса неопределенностей: – связанные с неполным пониманием проблемы; – связанные с невозможностью точной оценки реакции внешней среды на принятое и исполненное решение; – связанных с неполным или неточным пониманием целей ЛПР. Уменьшать имеющуюся неопределенность ЛПР может как совместно с информационной системой так и без нее. Устаревшая парадигма предполагала, что ЛПР самостоятельно устраняет неопределенность и уже дальше использует СППР [1]. Но возникающая парадигма предполагает совместное с системой устранение неопределенности. Для этого у систем поддержки формирования и использования решений возникают дополнительные функции. Первую отсутствующую функцию мы назовем функцией прямой трансформации цели, стоящей перед лицом принимающим решение в средства их достижения. Это принципиально новая функция, реализация которой зависит от двух факторов:
Вторая функция связана с синтезом знаний, доступных в системах поддержки формирования и использованиярешений и лицом принимающим решение. Совместное человеко-машинное обучение имеет на сегодняшний день целый ряд средств, например, интеллектуальный анализ данных. Цели управления первичны, а цели обучения вторичны. Однако, обратная связь, возникающая при обучении, связанном с постановкой целей и задач, дает ЛПР средства борьбы с неопределенностью.Далее дерево целей управления предприятием, его ресурсы и ограничения отражается на стратегии управления процессом обучения. Появляется новый парадигмальный ряд: цель – обучение – средства – результат. Термин «обучение» несет в себе смысловую нагрузку не только в традиционном контексте (то есть как основание нового знания, умения и навыков), но и более широкое понимание: подсказки, консультации, комментарии, примеры, аналогии, прецеденты и др. Конечно, ключевую роль играет моделирование как возможность «проигрывания» различных сценариев. Возможности и перспективы именно этой формы обучения для топ-менеджеров еще 40 лет назад А. де Гиус. Таким образом, дальнейшее развитие систем поддержки формирования и использованиярешений мы видим в развитии технологий, создающих оптимальный для человека интерфейс, связанный с главными задачами познания: объяснительной и предсказательной.
Литература
| |
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016) | |
Переглядів: 231 |
Всього коментарів: 0 | |