Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА РЫНКАХ СТРАН СНГ

Печень Валентина

к. с.-х, н., доцент

Дамбровский Евгений

студент

Бобруйский филиал

УО «Белорусский государственный экономический университет»

г. Бобруйск, Республика Беларусь

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА РЫНКАХ СТРАН СНГ

 

Важную роль в эффективности работы организации играет сбытовая деятельность. Становление рыночных отношений экономики Республики Беларусь позволяет организациям самостоятельно выходить на зарубежные рынки. При этом независимо от вида выпускаемой продукции, для любой организации важно анализировать свою сбытовую деятельность, так как ошибки в планах производства и реализации продукции в современных условиях приносят чувствительные потери [1].

Рассмотрим сбытовую деятельность одного из предприятий машиностроения Могилевской области Республики Беларусь.

Изучение производственно-финансовой деятельности показало, что в 2014 г к предшествующему году объемы производства и выручка снизились соответственно на 14,7 % и 16,5 %. В 2015 г. объемы производства продукции оказались практически на уровне 2014 г., в то время как выручка от реализации увеличилась на 8,1 %. Но данные показатели не достигли уровня 2013 г.

Дальнейшее изучение структуры реализуемой продукции показывает, что в 2014 г. доля продукции, реализованная по кооперативным поставкам, составила 55,0 %, колесных дисков и запчастей для свободной реализации – 29 % и техники – 16,0 %. В 2015 г. на долю кооперативных поставок пришлось 47 % всей отгрузки производимой продукции.

За 2014 г. объемы экспорта продукции составили 36,3 млн долл. США. Продукция поставлялась в 29 стран мира. Темп роста объемов экспорта к предшествующему году снизился до 81,3 %. При этом, объемы экспорта запасных частей составили 65,3 %, тракторов – 34,7 %. В общем объеме экспорта поставки на рынки стран СНГ в 2014 г. составили 79,0 %., страны Западной Европы – 13,6 %, Африка – 2,4 %, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия – 4,2 % и Америка – 0,9 %. В этот год объемы экспорта продукции в Россию составили 61,0 % общего их объема, или 77,2 % в экспорте стран СНГ. В связи с этим особое внимание уделим изучению рынка сбыта стран СНГ.

Структура экспорта готовой продукции за 2014 г. в страны СНГ представлена в таблице 1.

Талица 1

Структура экспорта продукции организации за 2014 г., %

Страна

Запасные части

Трактора

Всего

Россия

78,96

73,95

77,22

Украина

10,41

3,01

7,84

Молдова

1,30

0,46

1,01

Казахстан

4,14

8,11

5,52

Азербайджан

0,62

11,22

4,30

Узбекистан

3,32

2,21

2,93

Туркменистан

0,20

-

0,13

Армения

0,12

1,04

0,44

Кыргызстан

0,93

-

0,51

Всего СНГ

100,0

100,0

100,0

 

Данные таблицы 1 показывают, что в 2014 г. вторую позицию по поставкам готовой продукции на экспорт занимала Украина (7,84 %). 5,52 % объема экспорта – это экспорт в Казахстан. Наименьшее количество продукции готовой продукции отправлено в Туркменистан (0,13 % экспорта в страны СНГ) и Армения – 0,44 % экспорта СНГ. В 2014 г. предприятие не осуществляло поставки продукции в Таджикистан. Но в 2013 г. экспорт запасных частей в эту страну составил 18,5 тыс. долл. США.

Как отмечалось, в экспорте преобладают запасные части. Так по этому виду продукции после России вторую позицию занимает Украина (10,41 % от общего объема экспорта данной продукции на рынки стран СНГ). Далее следуют Казахстан – 4,14 % и Узбекистан – 3,32 % экспорта запасных частей на рынки стран СНГ. Меньше всего запасных частей экспортировалось в Кыргызстан (0,93 %).

Если анализировать рынки экспорта готовой техники, то вторую позицию по экспорту тракторов занимает Азербайджан (11,22 % экспорта тракторов на рынки стран СНГ). Далее следуют Казахстан и Украина, где эти показатели соответственно раны 8,11 % и 3,01 %. Готовая техника в 20104 г. не поставлялась в такие страны как Туркменистан и Кыргызстан.

Анализ темпов роста экспорта готовой продукции в 2014 г. к предшествующему году показал, что отмечается падение в такие страны как Россия, Украина, Туркменистан и Кыргызстан. При этом темпы роста объемов экспорта в Азербайджан составили 507,2 % (в основном за счет экспорта тракторов). Во все другие страны СНГ экспорт готовой продукции увеличился. Несмотря на это падение экспорта в целом в 2014 г. к 2013 г. на рынке стран СНГ составило 21,7 %, а без России – 7,7 %.

В целом снижение экспорта готовой продукции на два основных рынка сбыта стран СНГ в 2014 г. можно объяснить: в Россию – снижением покупательской способности потребителей в силу девальвации российского рубля и снижения господдержки, а в Украину – нестабильной политической обстановкой.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что закреплению на действующих рынках и завоевания новых будет способствовать правильно выбранная стратегия продвижения тракторной техники (производство малогабаритных тракторов). В 2014 г. малогабаритных тракторов было выпущено 1648 шт., что составляет 0,2 % мирового рынка.

 

Литература

1 Печень, В.С. Актуальность совершенствования сбытовой деятельности организации / В.С. Печень // Актуальные вопросы экономического развития: теория и практика. Сборник научных статей ̆– выпуск 4, часть 2 – Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2015, С. 79-81.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 226
Всього коментарів: 0