Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Леднёва Ирина

к.э.н., доцент кафедры экономики торговли и услуг

Малиновская Ольга

слушатель магистратуры

УО «Белорусский государственный экономический университет»

г. Минск, Республика Беларусь

 

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Организации малого и среднего бизнеса (МиСБ) наибольшим образом среди всех субъектов хозяйствования нуждаются в государственной поддержке, поэтому в развитых странах данным программам уделяется огромное внимание и придается большое значение. Как правило, такие программы направлены на фазу становления предприятия, так как, по статистике, именно в первые три года работы предприятий большинство субъектов ликвидируются. Одним из условий развития в стране предпринимательской деятельности является формирование эффективной системы государственных гарантий, поддержки и регулирования.

Рассматривая систему регулирования и поддержки субъектов МиСБ в Республике Беларусь, стоит отметить основополагающий документ - государственную программу «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг.. Следует отметить, что программа на 2013-2015 гг. показала низкую эффективность, а программа на 2016-2020 гг. была разработана по схожему принципу, однако с установлением нового целевого показателя - 32 % удельного веса субъектов МиСБ к концу 2020 года уже в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь, что означает снижение целевой установки, заданной в прошлые периоды.

Виды государственной поддержки МиСБ:

1) предоставление финансовых средств на возвратной возмездной основе;

2) предоставление имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

3) предоставление гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь за счет средств местных бюджетов [1].

Государственная финансовая поддержка оказывается:

1) субъектам малого предпринимательства (в т.ч. начинающим): индивидуальным предпринимателям, микроорганизациям (коммерческим до 15 человек), малым организациям (коммерческим от 16 до 100 человек);

2) на конкурсной основе (кроме предоставления гарантий);

3) без конкурсного отбора - победителям и лауреатам республиканского конкурса «Лепшы прадпрымальнiк года», на реализацию инновационных проектов;

4) предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета НДС за 2015 год установлены для следующих субъектов малого предпринимательства, обратившихся за оказанием государственной финансовой поддержки в 2016 году: индивидуальных предпринимателей — 3 миллиарда рублей (2,9 миллиарда за 2014 год); микроорганизаций — 22 миллиарда рублей (19,8 миллиарда за 2014 год); малых организаций — 83 миллиарда рублей (72,8 миллиарда за 2014 год) [2].

Финансирование мероприятий по государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг. запланировано в размере 6038,8 млрд р. Из них 5860,757 млрд р. будут задействованы в программах финансовой поддержки. При этом вся финансовая поддержка за 2015 год равнялась 76,3 % от общей суммы выделенных средств.

В Республике Беларусь действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства (по состоянию на 1.01.2016г.), инновационных центров, обществ взаимного кредитования, фондов финансовой поддержки предпринимателей, союзов субъектов МиСБ, научно-технических парков, а также агентств регионального развития. Субъекты данной инфраструктуры в большинстве расположены в областных центрах и крупных городах. Однако охват МиСБ данными услугами составляет лишь 8,8 % от общей численности субъектов.

В целом следует выделить следующие аспекты поддержки субъектов МиСБ в Республике Беларусь:

1) формирование инфраструктуры поддержки малых предприятий;

2) создание льготных условий для доступа малых предприятий к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

3) введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов МиСБ, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

4) поддержка ВЭД малых предприятий;

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

6) реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

7) организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

 

Литература

1 О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь №148-З от 1 июля 2010г. с измен. и доп./ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь,  2/1978.

2 О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2015 год для субъектов малого предпринимательства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 263 от 30 марта 2016г. / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=207183.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 154
Всього коментарів: 0