Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИК

Кармызов Александр

магистр экономических наук, преподаватель-стажёр

Микулич Инесса

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой

УО «Белорусский государственный экономический университет»

г. Минск, Республика Беларусь

 

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Конъюнктура потребительского рынка региона, в первую очередь, определяется состоянием трех взаимосвязанных дефиниций: спрос, предложение и цена. При том, что равновесное значение уровня последней во многом определяет уровень сбалансированности соотношения первых двух, роль официального регулятора заключается в их манипулировании. Наиболее удобным, логичным и экономически обоснованным в современных геополитических условиях функционирования открытой экономики Республики Беларусь представляется именно регулирование товарного предложения в целях соблюдения баланса между национальным экспортоориентированным и импортозамещающим производством. Сложившая ситуация усугубляется тем, что претворяемый в действительность набор мероприятий по формированию, управлению и стимулированию спроса на отечественные товары в Республике Беларусь многократно оценен как достаточно неэффективный в сравнении с действиями регуляторов схожих экономических систем.

Концептуальные основы управления товарным предложением на макроуровне в Республике административно обозначены в ряде программных документов, основными из которых являются следующие:

– Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.;

– Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года;

– Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.

Организация эффективной системы импортозамещения во многом не соответствует целям и принципам функционирования ряда интеграционных объединений, членом которых является Республика Беларусь (в первую очередь, это ЕАЭС и СНГ), или стремится стать (ВТО). Кроме того, для подготовки законодательной основы осуществления эффективного госрегулирования необходимо провести ряд преобразований, определенных в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь как первостепенные. Среди них:

– приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

– совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции;

– снижение ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;

– повышение уровня информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков;

– рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

Ряд положений данных документов остаются невыполненными, что подтверждается статистическими сведениями. Так, в 2015 году внешнеторговый оборот товаров Республики Беларусь составил 57 млрд. долларов США (экспорт – 26,7 млрд., импорт – 30,3). К уровню 2014 года из расчета в текущих ценах оборот внешней торговли товарами составил 74,4 % [1], что никак не может свидетельствовать об интенсивном характере развития и диверсификации внешних связей. Наоборот, несмотря на зафиксированные в принятой на шестом Всебелорусском народном собрании Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. положения, касающиеся международных бизнес-контактов, экономика Беларуси весьма стремительно тяготеет к замкнутости. Положительным сигналом можно считать то, что по итогам 2015 года по сравнению с предыдущим годом экспорт товаров в натуральном выражении увеличился на 2,4 %, импорт – сократился на 11,3 % [1]. Однако рост экспорта во многом обязан резкому снижению цен в виду девальвации национальной валюты. С учетом смены принципов проведения монетарной политики Национальным банком Республики Беларусь в начале 2016 г., использование данного механизма в дальнейшем практически невозможно. Это означает, что без структурных изменений в пользу развития сфер, формирующих так называемую «нематериализованную» добавленную стоимость при одновременной оптимизации текущих затрат на всех этапах цепи товародвижения, изготовленная на территории Республики Беларусь продукция стремительно начнет терять завоеванные в 2015 году зарубежные рынки.

Следовательно, одним из текущих, но при этом стратегически значимым решением обозначенных проблем может стать активное комплексное проведение маркетинговой политики как на микроуровне, так и в региональном масштабе, что, в первую очередь, должно преследовать цель формирования коммерческой заинтересованности субъектов отечественной оптовой (экспортеров, торгово-логистических центров) и розничной торговли в реализации продукции местного производства (например, на основе персонализации).

 

Литература

1 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Даты доступа: 08.09. – 12.09.2016.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 185
Всього коментарів: 0