Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Родцевич Николай

к.э.н., заведующий кафедрой

Кузьменок Зинаида

м.э.н., старший преподаватель

Бобруйский филиал

УО «Белорусский государственный экономический университет»

г. Бобруйск, Республика Беларусь

 

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Сегодня непременным условием обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке является использование научно-технических инноваций. В этом нас наглядно убеждает опыт как развитых, так и новых индустриальных стран, которые добились значительных экономических успехов на инновационном пути развития. В этих условиях роль малых инновационных предприятий становится очень важной.

Одним из основных индикаторов инновационного развития страны является доля малых и средних предприятий (МСП), осуществляющих внутренние инновации, в общем объеме малых предприятий. Данный показатель принимает значение в 2015 г. 4,41% (2014 г. – 3,51 %), что свидетельствует о достаточно низкой инновативности малых организаций, несмотря на рост показателя на 0,9 процентных пункта.

Доля малых и средних предприятий, участвующих в совместных инновационных проектах, в общем числе обследованных организаций также является ярким показателем уровня инновационного развития, в 2015 г. этот показатель составил лишь 0,48% (2,14 г. –0,40 %).

Доля МСП, внедряющих продуктовые или процессные инновации, в общем числе малых и средних предприятий значительно превышает долю  предприятий, внедряющих маркетинговые или организационные инновации (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 – Доля МСП, осуществляющих продуктовые или процессные и маркетинговые или организационные инновации, в общем числе МСП

Источник: собственная разработка на основе: [1, с.117; 2, с.134; 3, с.138].

 

В основе продуктовых инноваций лежит рыночная ориентация, и диктуются они, главным образом, потребителем, в то время как процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности.

Маркетинговые инновации - направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продукции и услуг с целью повышения объемов продаж.

Организационные инновации представляют собой новые методы в ведении бизнеса, в организации рабочих мест или организации внешних связей.

Таким образом, данные рисунка 1 свидетельствуют о гораздо большей активности в области продуктовых и процессных инноваций, что вполне объясняется неоконченным переходом к рыночным отношениям, которые строятся и развиваются не только за счет изменения продукта, но и за счет адаптации самой организации к рынку. Также одной из причин такого расклада можно считать низкий уровень организационных изменений, даже боязнь этого явления, особенно под влиянием внешних факторов.

Для более полной и наглядной оценки уровня развития инновационной активности малого бизнеса Республики Беларусь проведем сравнение (рисунок2) со странами ближнего и дальнего зарубежья по индикаторам, которые рассмотрены выше.

Данные рисунка 2 подтверждают выводы, о низкой инновационной активности малых предприятий Беларуси. На данной диаграмме положение Беларуси выглядит удручающим. В лидерах Германия, где доли малых предприятий, внедряющих инновации составляет 38,6 %. Беларусь имеет самые низкие показатели среди приведенных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2- Доля малых и средних предприятий, внедряющих инновации, в общем объеме малых и средних предприятий в 2015 г.

Источник: собственная разработка на основе: [3, с.138-139].

 

Недостаточная инновационная активность малого бизнеса Беларуси и всей страны в целом обуславливается множеством факторов, но для ее интенсификации необходимо прилагать некоторые усилия, например, обратиться к мировому опыту. Малое инновационное предпринимательство заключает в себе мощный потенциал. Даже в условиях снижения количества малых инновационных предприятий эта сфера демонстрирует определенный рост.

Литература

1. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, редкол. В.И. Зиновский [и др.].— Минск 2014– 121 с.

2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, редкол. И.В. медведева [и др.].— Минск 2015– 138 с.

3. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, редкол. И.В. медведева [и др.].— Минск 2016– 142 с.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 385
Всього коментарів: 0