Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАКУСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Белова Светлана

к.э.н., доцент, доцент кафедры

 экономики торговли и услуг

Валевич Роза

к.э.н., доцент, профессор кафедры

 экономики торговли и услуг

УО Белорусский государственный экономический университет

г. Минск (Беларусь)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  КАКУСЛОВИЕ  РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

 

Основным направлением развития общественного питания Республики Беларусь является активное преобразование его в ресторанный бизнес, что соответствует трансформации требований и потребностей потребителей.  Тому подтверждением служит качественное преобразование структуры объектов общественного питания в сторону снижения числа социально ориентированных.  За период с 2010 г. по 2015 г.  удельный вес столовых из общего числа объектов питания уменьшился с 41,9% до 37,2%. Несмотря  на то, что столовые имеют наибольший удельный  вес в общем объеме объектов   питания,  доля их товарооборота  составляет всего 26,6 % в   объеме оборота общественного питания.   Активно развиваются кафе, мини-кафе, бары, кафетерии и кофейни, на долю которых в структуре товарооборота общественного питания приходится более 40%. На долю организаций частной формы собственности приходится около 70% товарооборота общественного питания [1]. В целом же оборот общественного питания за последние 5 лет увеличился на 20% в действующих ценах (хотя в сопоставимых наблюдается снижение его объема в 2015 году по сравнению с 2014).

Данная тенденция свидетельствует о сохранении интереса потребителей к посещению объектов питания. Это и  проведение семейных и корпоративных мероприятий в объектах  питания, желание  ознакомится с кухнями разных стран и т.п. Это обусловлено и  проведением государственной политики, направленной на сохранение социальных объектов питания при промышленных предприятиях, учреждениях образования, здравоохранения и объектов ресторанного бизнеса, как непременного условия обеспечения развития туризма в стране.  Вместе с тем, достаточно низкие потребительские возможности (на услуги общественного питания среднестатистическая семья из 3 человек тратит до 4,8 % семейного бюджета) влияют на снижение основных экономических показателей деятельности объектов питания [2]. Так, рентабельность объектов гостинично-ресторанного бизнеса снизилась  до 4,3%. Доля убыточных объектов выросла  до 16,3%; около 50% субъектов не имеют собственных оборотных средств; происходит постоянная смена собственников;   размера чистой прибыли,  полученного в расчете  на один объект   питания, не хватает не только для развития, но и даже для формирования резервных фондов.

По ближайшим прогнозам экономического развития Беларуси не ожидается резкого роста денежных доходов, следовательно, не произойдет   резких изменений в потребительских предпочтениях, соответственно единственно верным для дальнейшего развития ресторанного бизнеса является путь формирования лояльного потребителя. Учитывая мировой опыт, программы лояльности включают в себя, в большинстве своем ценовые методы стимулирования потребления, которые являются наиболее действенными в привлечении и удержании потребителей: дисконтные программы, розыгрыши призов, накопительные дисконтные программы, бонусные программы поощрения. Однако для формирования лояльности объект питания может предоставлять не только объективные выгоды, но и выстраивать нематериальные отношения с потребителями. В этом случае речь идет о неценовых программах лояльности, к которым можно отнести:  «привилегии» (в данном случае потребителю оказывается особое внимание, обслуживание осуществляется на особом уровне); клубы потребителей – присвоение покупателю особого статуса, который может выражаться: в приглашении на особые мероприятия; в особом внимании к клиентам; привилегии информирования; гости, входящие в клуб также могут пользоваться какими-либо бесплатными дополнительными услугами. Кроме того, объекты питания для успешности ведения бизнеса должны ориентироваться не столько на случайных потребителей, сколько на тех, которые являются постоянными, именно под их предпочтения формируется меню, перечень основных и дополнительных услуг (в том числе развлекательные программы и проч.).

Неценовые программы лояльности  включают так же обучение молодежи, проведение мастер-классов, развлекательные комнаты для детей, дегустации блюд; использование приемов мерчиндайзинга (эстетическое оформление блюд, коктейлей, смешанных напитков; внедрение новых приемов подачи блюд;   организацию шоу в процессе приготовления и подачи блюд, напитков;   и проч.); организацию поздравлений именинников от шеф-повара ресторана, обучение приготовлению понравившегося блюда. Особое внимание следует уделить при проведении данной работы формированию меню с учетом психологических особенностей восприятия как типа объекта, так и мотивов его посещения. Грамотно  сформированное и оформленное меню позволяет  усилить лояльность потребителей,  снизить их чувствительность к изменению цен и повысить заинтересованность в выборе блюд, часто выгодных для бизнеса, и увеличить, таким образом, среднюю стоимость чека, что положительно отразиться на эффективности управления продажами.

Таким образом,  в ближайшей перспективе главным  фактором успешного функционирования белорусских  объектов общественного питания станет работа не только по инновационному преобразованию бизнеса с целью возможности удовлетворения потребительских предпочтений;  сколько работа по формированию лояльного потребителя.

 

Литература

  1. Республика Беларусь  2015: статистический ежегодник / Нац. стат. ком  Респ. Беларусь. - Минск 2015. С.364-366.
  2. Социальное положение и уровень жизни Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. ком. Рес. Беларусь. – Минск 2015. – 435 с. 
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 173
Всього коментарів: 0