Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Мельничук Дарья

студентка

Паршутич Ольга

к.э.н., доцент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Ядром в формировании человеческого капитала служит накопление знаний и приобретение навыков. Отсюда следует, что система образования играет одну из главных ролей в улучшении качества человеческого потенциала. Поэтому  формирование качественных знаний и умений приобретает статус приоритетного направления в развитии национальной экономики [1].

Чем выше квалификация специалиста, чем лучше его образование, тем большим багажом знаний и умений он обладает и тем более сложные поручения он способен выполнять.

При характеристике отечественной структуры образования целесообразным будет указать долю лиц, имеющих высшее образование. Итак, среди лиц в возрасте от 25 до 64 лет их доля составляет 23,82% (среди женщин – 25%, среди мужчин – 21,33%) от численности всего населения. 79% выпускников школ поступают в средне-специальные либо высшие учебные заведения. Если рассматривать количество профессионально-технических учреждений образования, то в 2016 году оно незначительно уменьшилось (на 6 единиц). В 2015 году 34 тыс. чел. приобрели квалификацию рабочих и служащих (это на 8 % меньше, чем в предыдущем году), из них трудоустроено 24 тыс. чел., т. е. 83% от общего количества выпускников.

В 2015 г. функционировало 231 учреждение среднего специального образования, в которых обучались 129 000 чел. (на 7% меньше по сравнению с предыдущим годом). Общее количество выпускников средне-специальных учебных заведений также сократилось (на 13%) и составило 41 тыс. чел. Из них трудоустроены около 18 тыс. чел. (90% из числа получивших направления). На территории Республики Беларусь к началу 2015/2016 учебного года насчитывалось 54 высших учреждений образования, в которых получали образование 363 000 студентов. Из них 38% - бюджетники. В 2015 г. количество студентов по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 5 000 человек.

Традиционно наиболее популярными специальностями стали специальности экономической и юридической направленности (35%), а также технического и строительного профиля (23%). Профессии педагога избрало 9% студентов, работников сельского хозяйства – 9%, социальных работников – 7%, работников гуманитарного профиля – 7%. В 2015 году дипломы о получении высшего образования получили 81 тыс. выпускников. Из них экономистами и юристами стали 43% молодых специалистов, инженерами, архитекторами и строителями – 22%, педагогами 11%, сельскохозяйственными работниками – 7%, врачами и социальными работниками – 5%. Из них 99% трудоустроены [3].

Несмотря на всё это, Беларусь не занимает высоких мест в международных рейтингах по качеству образования. К примеру, по данным рейтинга качества высшего образования The Times (2016) ни один ВУЗ Беларуси не вошел в топ-200  лучших.

Проанализируем также удельный вес расходов, приходящихся на сферу образования. В 2013-2015 гг. он составлял не более 5,5% в ВВП страны, что соответствует уровню среднеразвитых стран. Затраты, связанные с дошкольным и средним образованием, составляют 2/3 общего объёма затрат на сферу образования, а связанные со средне-специальным и высшим – 1/6. На мой взгляд, этого недостаточно для страны, стремящейся к инновационной модернизации и эффективному применению человеческого капитала.

Вышеизложенное говорит только о том, что качество образования скорее падает, так как с каждым годом увеличивается количество желающих получить высшее образование. Спрос рождает предложение, поэтому открываются всё новые высшие коммерческие заведения, которые зачастую не отвечают соответствующим требованиям. Одна из важнейших проблем связана с увеличивающимся числом частных высших учебных заведений, качество образования в которых оставляет желать лучшего.

Можно сделать вывод, что конкурентоспособность нашей страны напрямую зависит от качества образования. Причины отставания Беларуси от ведущих мировых держав следующие: низкий уровень оплаты труда преподавателей; большой спрос на высшее образование; коррупция; недостаточное финансирование со стороны государства; высокая стоимость обучения; возрастающее количество студентов с синдромом «золотой молодёжи», не желающих учиться, получать качественное образование; потеря популярности важных для научно-технического прогресса специальностей из-за невозможности трудоустройства, малооплачиваемости выбранной профессии; потеря стимула получать хорошее образование вследствие последующего устройства большинства студентов на рабочие места по знакомству; невозможность найти высокооплачиваемую, экономически важную работу талантливым студентам из-за отсутствия связей [2, с. 77-79].

 

Литература

  1. Аширова Г. Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. - 2003. - № 3 - с. 34 – 40.
  2. Маратканова, Э.М. Анализ критериев эффективности использования человеческийого капитала / Э.М. Маратканова, Д.В. Улесов // Экономические науки. -2013. - №12. - С. 77-79.
  3. Медведева, И.В. Наука и инновационная деятельность в  Республике Беларусь: статистический сборник/И.В. Медведева [и д.р.] –Белстат: Минск, 2015. – 138с.
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 349
Всього коментарів: 0