Головна » Статті » Конференція_2016_10_20-21 » Секція_4_Технічні науки

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТАЛЫХ СТОКОВ С УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Дягелев Михаил

к.т.н., доцент

ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

г. Ижевск, Россия

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТАЛЫХ СТОКОВ С УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

 

Организация бесперебойного движения и полноценная эксплуатация дорог является одной из главных задач дорожных служб в зимнее время. Поэтому одной из важнейших задач городского хозяйства является уборка снега с улиц и проезжей части в зимний период для полноценного функционирования города как системы. Следует отметить, что борьба с обледенением производится в основном химическими методами, поэтому в водные бассейны и на почвенные массивы поступают большие массы химических реагентов, загрязняющих поверхностные и грунтовые воды и создающих угрозу для растительности, животных и человека [1].

Так, в Москве в 90-е гг. ХХ в. каждую зиму на дороги высыпалось 250-300 тыс.т технической соли, и средняя концентрация хлоридов в снеге составляла 1,4 г/л (превышала в 4 раза допустимые значения) [2]. В настоящее время необходимо снижение негативного воздействия на окружающую среду через снижение количества противогололедных реагентов и применением экологически безопасных реагентов на органической основе. Этапы смены номенклатуры реагентов можно условно определить следующим образом:

-использование хлоридов в смеси с абразивами (фрикционами),

-переход на «чистые» реагенты,

-удобрительные, ингибирующие, бактерицидные присадки к хлоридам,

-применение дорогостоящих ацетатных реагентов.

При этом не происходит ориентация на использование какого-либо единственного способа противогололедной обработки, они применяются дифференцированно, с поддержанием экологически приемлемого уровня наиболее дешевых хлоридных реагентов [3]. Наибольшее применение в настоящее время нашли реагенты ХКМ (хлористый кальция модифицированный), ацетат калия, НКММ (нитрат кальция, магния, мочевины).

Вопросами влияния  противогололедных реагентов и других химических веществ в составе снега и талого стока на водные объекты города длительное время занималась несколько кандидатов и докторов наук [4-7]. Анализ работ этих ученых показывает, что в талых стоках содержание хлоридов превышает ПДК для сброса сточных и талых вод в 9-20 раз, сульфатов – в 10 раз, концентрация токсичных металлов – от 1,5 до 73 раз, содержание нефтепродуктов и фенолов – соответственно от 40 до 190 и от 1,5 до 5 раз.

В качестве рекомендации по снижению влияния противогололедных реагентов на качество вод в водоемах можно предложить следующие варианты:

  1. Уборка снега должна начинаться, как только начинается снегопад;
  2. Для эффективной уборки снега, движение уборочных машин должно осуществляться по наиболее загруженным улицам;
  3. График движения уборочной техники должен быть основой для регулирования стоянки автомобилей у обочин (график запрета на стоянку должен совпадать с графиком движения уборочной техники);
  4. Своевременный вывоз сформированных валов и куч снега.

 

Литература

  1. Ухин Д.В. Обоснование экономически целесообразного способа утилизации снега с очисткой талой воды// Вестник ВолгГАСУ. Серия: Строительство и архитектура. 2009. №16, с.172-176.
  2. Аксенов П.Н., Павлов Н.В., Пупырев Е.И., Храменков С.В. Московская система промышленной утилизации снега// Экология и промышленность России. 2005. №5, с.4-8.
  3. Дягелев М.Ю. Совершенствование системы управления содержанием улично-дорожной сети урбанизированных территорий в зимний период: диссертация ... кандидата технических наук: 05.13.01 / Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Ижевск, 2013. – 139 с.
  4. Акатьев М.Н., Ахмедшина А.Ф., Дягелев М.Ю., Исаков В.Г. Определение класса опасности снежных масс с урбанизированных территорий // В сборнике: Управление отходами - основа восстановления экологического равновесия промышленных регионов России Сборник докладов четвертой Международной научно-практической конференции. Сибирский государственный индустриальный университет; Администрация Кемеровской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области; Администрация г. Новокузнецка; Кемеровское региональное отделение Российской экологической академии; Кузбасская Ассоциация переработчиков отходов. Новокузнецк,2012. – С. 147-152.
  5. Шумилова М.А., Садиуллина О.В., Петров В.Г. Исследование процесса накопления загрязняющих веществ городской атмосферы в снежном покрове на примере г. Ижевска // Вестник Удмуртского университета. Серия Физика и химия. 2012. № 4-3. С. 87-93.
  6. Дягелев М. Влияние эксплуатации улично-дорожной сети в зимний период на окружающую среду // Екологія і природокористу-вання в системі оптимізації відносин природи і суспільства: матеріали ІІІ міжнар. наук.-практ. конф. 24–25 березн. 2016 р. Ч. 1. – Тернопіль: Крок, 2016. – С. 72-74.
  7. Абрамова А.А., Дягелев М.Ю., Исаков В.Г. Составление маршрута обваловки и вывоза свежевыпавшего снега с помощью метода Кларка – Райта // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2013. – № 3 (59). – С. 99-102.
Категорія: Секція_4_Технічні науки | Додав: Admin (19.10.2016)
Переглядів: 175
Всього коментарів: 0