Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И «ТРЕУГОЛЬНИК ЗНАНИЙ»

Арпентьева Мариям

д. пс. н., доцент,  старший научный сотрудник

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

г. Калуга, Россия

 

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И «ТРЕУГОЛЬНИК ЗНАНИЙ»

 

Инновации, взаимодействие науки и образования связаны с развитием новых подходов к консультированию. Консультативно-исследовательская модель обучения естественным образом обращена на так называемый «треугольник знаний»: образование–исследования–инновации. Современный педагог-профессионал так или иначе выступает как исследователь-инноватор, соединяющий в себе множество самых разных и разноплановых ролей и функций. Инновационная функция заключается в творческом использовании и преобразовании опыта предшественников, в том числе, в сфере исследований и методической организации процессов обучения и воспитания. На современном этапе это означает, в частности, интенсивное проникновение и акцентирование в сфере педагогических знаний и умений психологических аспектов, организация многоуровневого и многокомпонентного психологического сопровождения образования, психологическое обеспечение образования. Таким образом, психологическое обеспечение современного образования - один из центральных вопросов его совершенствования. Самые разные отрасли и уровни образования, различные сегменты образовательных пространств обращены к осмыслению психологического контекста осмысления человеком себя и окружающей реальности, психологическому анализу инноваций, открытий и достижений в научно-техническом и социокультурном развитии человечества. Этот процесс протекает и в профессиональных практиках, и в научных исследованиях, однако, именно в обучении и воспитании он играет наибольшую роль. Психологическое обеспечение функционирования и развития образовательных пространств - одно из условий их гармоничного, развивающего (продуктивного) и эффективного, характера, успешность образования в целом. В рамках современных развивающих подходов к обучению, в том числе, обучения с использованием психологических знаний можно выделить ряд моделей:  1) проблемно-ориентированные подходы, ориентированные на развитие эмпатии и проницательности в понимании другого, на развитие познавательной сферы личности, на осмысление когнитивного компонента компетентного общения;  2) ориентированные на развитие опыта и личностное развитие, обращенные к ценностно-смысловым установкам, мировоззренческому пласту, осмыслению ценностного слоя компетентности в общении;  3) практико-ориентированные подходы, ориентированные на умение преобразовывать проблемные ситуации, развитие профессиональных умений, поведенческих компонентов компетентного общения [3; 4; 6; 7; 10]

Таблица №1. Подходы к изучению психологии и иных дисциплин с использованием знаний психологии

Подходы к изучению психологии

Проблемно-ориентированные подходы

Ориентированные на развитие опыта

Практико-ориентированные подходы

Цель подхода

Развитие проницательности, эмпатии к другому

Личностное развитие – внимание к «Я» учащихся

Умение преобразовывать проблемные ситуации

Развиваемые компетенции

Когнитивная компетентность – мастерство психологической интерпретации

Профессиональное мировоззрение: осознанность эпистемологических и этических основ своей деятельности и поступков

Профессиональные умения, умение правильно общаться

Основной источник этих подходов – идеи экзистенциально-гуманистической психологии, направленной на «очеловечивание» процесса обучения. Другой источник – идеи культурно-исторического подхода, усматривающего в знаниях и умениях, усваиваемых в средней и высшей школе не отвлеченные от нравственно-психологического и культурно-и исторического контекста «вещи в себе», но квинтэссенции человеческого поиска смыслов бытия: своего бытия мире и бытия мира в себе. Интеграция этих подходов дает возможность разработать консультативно-ориентированную модель обучения и воспитания, данная модель может быть названа консультативной или «психотерапевтически-ориентированной моделью педагогического общения» постольку, поскольку ее едущим фокусом выступает не внешняя успешность освоения знаний и умений («успеваемость»), а внутреннее их осмысление и применение, позволяющее повысить качество жизни обучающихся и учащихся, преобразовать ученика и его жизнь, формируя и развивая знания и умения справляться со стоящими перед ним задачами развития, трудностями, сохраняя и развивая понимания себя и мира, утверждая жизнь. Ведущими аспектами образования и педагогического общения становятся воспитательные аспекты: трансляция знаний и умений ученикам должна быть организована как единый комплекс, котором знания и умений предстают как развивающиеся фрагменты жизни человечества, в том числе, фрагменты жизни преподавателя или учителя как педагога-наставника, исследователя и практика, как человека среди других людей. Для этого важно подчеркнуть важность личностного контакта в противовес ролевому (официально-деловому), что подразумевает открытость партнеров, их конгруэнтность, доверительность (персонифицированность и индивидуализированность обучения). Все это переводит процесс обучения на уровень передачи не значений, а личностных смыслов, делает его «проникающим в существование», осмысленным, значимым, внутренним, а, значит, психотерапевтичным. Развивающий или «психотерапевтический» эффект взаимодействия можно описать на двух уровнях - как душевный комфорт, достигаемый как в момент непосредственного взаимодействия так и сохраняемый на протяжении некоторого времени после контакта  и как  личностный рост студентов и преподавателей, проявляющийся в изменении их деятельности и отношений [4; 5; 8]. Это также предполагает личностный рост преподавателя (учителя) связан с процессами: развития потребности в самореализации, саморегуляции, осознания ответственности за собственный выбор, принятия себя и ребенка; ценностное отношение к себе и отношение к другому как к самоценности, уверенности в возможностях и способностях каждого ученика; развитие установки на личностное поведение вместо ролевого, а также отказа от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям, готовности к открытому общению, диалогу, педагогического такта, деликатности и направленности на педагогическую профессию; эмпатийного понимания вместо оценочного, чувства эмоционального настроя группы и человека, принятие его, восприимчивости к изменениям, происходящим в личности и деятельности [1; 2]. Учитель как консультант помогает ученику, но ученик учится сам.

Литература

  1. Арпентьева, М.Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе [Текст] / М.Р. Арпентьева. - Калуга: КГУ, 2016. – 750с.
  2. Арпентьева, М.Р. Взаимопонимание и жизнеутверждающий потенциал семьи [Текст] / М.Р. Арпентьева // Семейная психология и семейная терапия. – 2014. - № 3. – С. 3 – 40.
  3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе [Текст] / А.А. Вербицкий- М.: Высшая школа, 1991. - 228 с.
  4. Калгрен, Ф. Воспитание к свободе [Текст] / Ф. Калгрен.– М.: МЦВП, 1992. - 272с.
  5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис. -- М.: УРАО, 2000. - 128 с.
  6. Минигалиева, М.Р. Изучение психологии и самопознание студентов [Текст] / М.Р. Минигалиева. - Saarbrucken: LAP, 2012. - 632с.
  7. Психология общения: тренинг человечности. Тезисы международной НПК, посв. 70-лет. дня рождения Л.А. Петровской. Москва, 15-17 ноября 2007 года [Текст] / О.В. Соловьева и др.. – М.: Смысл, 2007. - 333с.
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - К.: Радянська школа, 1973. -287с.
  9. Швырев, B.C. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность [Текст] / В.С. Швырев. -М: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 15.
  10. Rogers, C.R. Freedom to learn  [Text] / C.R. Rogers. - N.-Y., Oxford: Maxwell Macmillan International, 1994. - 406 p.
Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (18.05.2016)
Переглядів: 249
Всього коментарів: 0