Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ (1772–1917 гг.)

Ганчар Андрей

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой

УО «Гродненский государственный аграрный университет»

г. Гродно? Республика Беларусь

 

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИСТОРИОГРАФИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ (1772–1917 ГГ.)

 

Изучение проблем, касающихся положения римско-католической церкви в Беларуси в указанный период исследования имеет давнюю историографическую традицию. В российской исторической школе дооктябрьского периода можно условно выделить два направления – консервативно-монархическое и умеренно-либеральное. Представители первого направления используют в своих трудах язык публицистики, а история Северо-Западного края рассматривается через призму борьбы православия и католицизма. Представители умеренно-либерального направления подвергали критике действия правительства.

Советский период изучения истории костела на территории Беларуси можно условно разделить на два этапа. На первом из них, охватывающем 1920–1950 гг., советские историки негативно оценивали деятельность римско-католического костела. Второй этап, начавшийся в период «оттепели» 1960-х годов и продолжавшийся до распада СССР, характеризуется большим спектром оценок. В этот период исследователи начинают осваивать новую проблематику: репрессии царского правительства по отношению к костелу, роли религии в формировании нации и др. Представители российской историографии конца ХХ – начала ХХI вв. препринимают попытку реанимировать политику правительства Российской империи в отношении к костелу. Л.Е. Горизонтов утверждает, что попытки решать «польский вопрос» средствами конфессиональной политики приводили лишь к его обострению. Проблемам взаимоотношений российских властей и Римской курии, правовому статусу костела в империи посвятили свои работы А. Крысов, О.А. Лиценберг.

Положение костела в Российской империи в 1772–1917 гг. стало предметом польской историографии одновременно с самими изучаемыми событиями. Однако широко эта проблематика начала изучаться в межвоенной Польше. В этот период  белорусские земли рассматривались в качестве «кресов всходних», а костел – как один из факторов сохранения «польскости» в этих «исконно польских землях». А. Неселовский, И.С. Петжак, Ар. Сливинский, Я. Василевский, П. Кубицкий, З. Нагродский продолжили исследование проблемы репрессий по отношению к костелу после восстания 1863 г.. В послевоенный период польские авторы отмечали неоднозначность в деятельности римско-католического духовенства и светской власти (Б. Кумор, Д. Олшевский, Т. Влодарчик,  К. Левальский, Р. Радик).

Белорусская историография истории римско-католического костела начала формироваться на рубеже ХІХ–ХХ вв. Однако основные наработки по проблеме были сделаны в послевоенное время. Отечественные историки послевоенного периода отмечали, что отношения между римско-католическим костелом и царизмом на протяжении XIX в. и вплоть до 1917 г. никогда не были однозначны. На рубеже тысячелетия все чаще стала подниматься в работах тема влияния религии на формирование белорусского этноса. С. Токть, исследуя этноконфессиональную ситуацию на Гродненщине, констатировал, что римско-католический костел оказывал большее влияние на жизнь своих прихожан, чем православная церковь. Подчеркивали это влияние в своих трудах А.Р. Ящанко, А.П. Житко, Т.Т. Кручковский. Проблемы истории римско-католического костела поднимает в работах, посвященных польскому движению, А.Ф. Смоленчук. 

В коллективном исследовании «Канфесіі на Беларусі (к. XVIII – ХХ стст.)» В.В. Григорьева (В.В. Яновская) отмечала, что в отличие от православной церкви, позиции которой на протяжении второй половины XIX в. – начала ХХ в. значительно укрепились, католическая продолжала терять свое влияние в Беларуси. В диссертационной работе В.Н. Линкевича показаны характерные черты отношений между конфессиями и утверждается, что, несмотря на ограничительные мероприятия светской власти, римско-католический костел продолжал оставаться важным фактором религиозного и политического влияния в Беларуси. В кандидатской диссертации Ю.А. Бачищи показаны идейно-теоретические основы национально-религиозной политики царизма на белорусских землях, основным объектом воздействия которой стал римско-католический костел. Вместе с тем, Ю.А. Бачища не занимался специально историей костела, его деятельностью в указанный период, рассматривая их только в связи с поставленными задачами исследования [1, с. 9-32].

Несмотря на наличие глубоких работ по конфесиональной проблематике, в отечественной историографии не сложилось устойчивое видение целей, методов, характера деятельности костела в указанный период, что обуславливает необходимость проведения научных исследований.

 

Литература

1. Ганчар, А.И. Римско-Католическая Церковь в Беларуси: общественное сознание и религиозная практика (вт. пол. XIX – нач. ХХ вв.): монография / А.И. Ганчар. – Минск : Медисонт, 2015. – 582 с.

Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (18.05.2016)
Переглядів: 254
Всього коментарів: 0