Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ТИП ТЕКСТА

Болатбаева Аймира

преподаватель

Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина

 г. Астана, Казахстан

 

ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ТИП ТЕКСТА

 

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционально-смыслового типа текста. Наиболее сложным оказывается на практике овладение таким типом речи, как повествование, между тем сведения именно о данном функционально-смысловом типе и его подтипах неполны, а нередко неточны и противоречивы. В результате формируется искаженное представление о реальном функционировании повествования в текстах различных стилей.

Повествование – это динамический функциональный тип речи (текста), выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Этот тип текста динамичен, поэтому в нем могут постоянно меняться временные планы. Интересен тот факт, что динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика также может передаваться значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами. Вступает в силу принцип стремительного повествования, и стиль приобретает захватывающую быстроту.

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах [1].

Исследователи выделяют три вида повествования: конкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных действиях одного или нескольких действующих лиц; обобщенное – о конкретных действиях, но характерных для многих ситуаций, типичных для определенной обстановки; информационное – сообщение о каких-либо действиях и состояниях без их конкретизации и детальной хронологической последовательности; оно чаще всего имеет форму пересказа о действиях субъекта или форму косвенной речи.

Повествование в речах может быть построено по схеме традиционного трехчастного членения, т.е. в нем есть своя завязка, вводящая в сущность дела и предопределяющая движение сюжета, развертывание действия и развязка, содержащая явную или скрытую эмоциональную оценку события оратором.

Также стоит упомянуть о таких разновидностях повествования, как развернутое и неразвернутое повествование. При этом развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия и состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом контексте, выполняет роль введения к описанию или рассуждению.

Подобную точку зрения на повествование как функционально-семантический тип текста разделяют О.М. Казарцева [2] и В.И. Максимова [3], которые предлагают использовать следующую схему для отображения сути повествования:

Повествование = событие1 + событие2 + событие3.

Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения связаны цепной связью. Здесь соблюдается определенный порядок слов в предложении, когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.

Повествование, таким образом, как функционально-семантический тип текста, обладает способами реализации на семантическом, грамматическом и синтаксическом уровнях, характеризуется разнообразием видов, отличающихся друг от друга как особенностью, полнотой информации, передаваемой им, так и синтаксическим строением.

Специфика повествования как особого функционально-семантического типа текста отмечается не только в лингвистике, но и в литературоведческих работах. В ряде работ такого характера повествование рассматривается также как особый тип текста.

В литературоведении понятие «повествование» соотносится с таким литературным родом, как слово. Художественная литература развивалась исторически в трех основных родах: эпос, лирика, драма. Как замечает
А.И. Домашнев, «в основе эпоса лежит художественно освоенное событие, в основе драмы – действие, в основе лирики – лирическое переживание, настроение. Первоначально эпос возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). Более современные формы эпических произведений – это повесть, роман, новелла, рассказ. Сущностью эпического повествования, основной «эпической ситуацией» является рассказ повествователя о чем-то, что произошло [4].  

Однако в современной лингвистике повествовательность трактуется по-иному. Повествовательность (нарративность) является важнейшей категорией литературного (художественного) текста. Нарративность проявляется не только в жанрах современной художественной литературы, но и в жанрах, уходящих своими корнями в далекую историю и в устную традицию. Законы, регулирующие нарративность или же развитие текстовой темы, изучались специально, например, Дж. Иве, В. Дресслером, Д. Феррером. Теория повествовательной структуры понимается Д. Феррером как гипотеза о специфичности человеческой деятельности производить связные тексты, имеющие дело с реальными или фиктивными предметами и ситуациями. Раздел науки, занимающийся изучением повествовательных структур, ставит своей целью исследование повествовательной компетенции [5].  

Таким образом, повествование, в отличие от описания и рассуждения, – не только элемент композиции и тип текста, но оно может быть представлено как макротекст и являться основной формой реализации целого речевого произведения в специальных жанрах.

 

Литература

1.Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999. 25-27 с.

2. Казарцева О.М. Стилистика и культура речи: Учеб. пособие. М.: Академия, 1999. 206 с.

3. Максимова В.И. Риторика: Учеб. Пособие. М., Л.: Наука, ВЛАДОС, 2001. 136-137 с.

4. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста: Учебное пособие / А.И. Домашнев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова. М.: Просвещение, 1983. 87с.

5. Ferrer, D. Production, Invention, and Reproduction // Genetic vs. Textual Criticism. 2003. P. 48 – 51.

Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (18.05.2016)
Переглядів: 351
Всього коментарів: 0