Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Леднёва Ирина

к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный экономический университет»

г. Минск, Республика Беларусь

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

В процессе реализации одной из важнейших задач модернизации образования Республики Беларусь – повышении качества профессиональных знаний – и с учетом вхождения в Болонский процесс свою положительную роль может сыграть усиление методов учета и контроля знаний студентов, так как грамотный и объективный контроль знаний – залог качественного образования. Переход на новую модель обучения студентов, предполагающую активность преподавателя не только при изложении нового учебного материала, но и в процессе объективного контроля результатов обучения, а также активность студентов при самостоятельной работе, нацеленную на достижение высоких показателей в профессиональной подготовке, требует соответствующей организации контроля учебно-познавательной деятельности и всего процесса обучения.

В настоящее время в практике работы многих ВУЗов широко используются кумулятивные показатели оценки успешности учебно-познавательной деятельности студентов, которые составляют основу рейтингового контроля.  В УО «Белорусский государственный экономический университет» также действует рейтинговая система оценки знаний студентов, направленная на  качественную подготовку специалистов, глубокое усвоение студентами изучаемого материала [1]. Результаты опроса студентов 4 курса специальности «Коммерческая деятельность» показали, что в целом (более 50 %) студенты считают свои отметки по дисциплине «Экономика торговли», полученные в соответствии с данной системой, объективными, реально отражающими уровень знаний. Также  64 %  студентов отметило, что данная система мотивирует их к продуктивной работе в течение семестра на практических занятиях.

Существенную роль при получении итоговой отметки на экзамене/зачете играет промежуточный контроль знаний в течение семестра. В результате проведенного опроса были выявлены наиболее предпочтительные со стороны студентов формы промежуточного контроля знаний: 57 % отметили в качестве приоритетной формы – тест, 29 % – самостоятельную работу, 10 % считает целесообразным использование различных форм промежуточного контроля знаний. При организации промежуточного контроля знаний студентов могут быть использованы следующие подходы:

- системный: промежуточный контроль знаний на практических занятиях является составной частью текущего контроля, текущий контроль – составляющая итогового контроля. Это приводит к тому, что данные виды контроля необходимо рассматривать в единстве, в неразрывной связи друг с другом;

- процессный: процедура контроля должна рассматриваться как непрерывный  процесс, который осуществляется на регулярной основе и предусматривает выполнение заданий в определенной последовательности;

- личностно-ориентированный: методо­логическая ориентация при проведении контроля знаний на обеспечение и поддер­жание процессов самопознания и само­реализации личности студента, развитие его неповторимой индивидуальности;

- компетентностный: организация контроля знаний студентов должна быть направлена на  формирование ключевых образовательных компетенций, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых задач.

Реализация этих подходов при организации контроля знаний студентов по профильным дисциплинам, в первую очередь по дисциплине «Экономика торговли», направлена на развитие следующих профессиональных компетенций (по Образовательному стандарту первой ступени высшего образования  1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»):

ПК-12. Управлять товарными, информационными и финансовыми потоками при организации процессов товарного обращения;

ПК-14. Принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные;

ПК-16. Оценивать перспективность бизнеса, его конкурентоспособность, эффективность;

ПК-23. Анализировать хозяйственную деятельность организаций;

ПК-25. Изучать и анализировать тенденции развития потребительского рынка;

ПК-28. Разрабатывать отдельные компоненты стратегии и тактики осуществления коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сфер торговли и услуг;

ПК-29. Использовать комплексный подход при решении проблем коммерческой деятельности промышленных предприятий и организаций сферы торговли и услуг [1].

В целом можно сделать вывод, что контроль и оценка знаний студентов является составной частью, компонентом учебного процесса, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением, применением. Контроль позволяет выявить уровень сформированности знаний студентов в определённой области, установить недостатки в овладении учебным материалом. Отсюда вытекает необходимость системного контроля результативности обучения, который должен строиться на принципах непрерывности, целенаправленности, комплексности, объективности. 

 

Литература

1. Официальный сайт УО «Белорусский государственный экономический университет» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// www.bseu.by         (дата доступа 12.04.2016).

Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (18.05.2016)
Переглядів: 199
Всього коментарів: 0