Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_5_Економічні науки

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Королева Наталия

к.э.н.

Левченко Александр

к.э.н., доцент

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

г. Белгород, Россия

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

В настоящее время в России филантропия как вид общественной деятельности стремительно развивается. Однако по объемам отечественный рынок благотворительности находится на стадии становления. По оценкам специалистов Института Coutts и российского отделения Фонда CAF (Charity Aid Foundation), в  2014 году в России было зафиксировано корпоративных и частных крупных (более 1 млн. долл.) пожертвований на сумму 405,9 млн. долл. [1]. Общий объем пожертвований благотворительных фондов в 2015 году превысил 30 млрд. руб., или 0,454 млрд. долл. [2]. Объемы оказываемой благотворительной помощи являются незначительными  по сравнению с масштабами пожертвований, собираемых в странах Европы и США, – 24,4  и 224 млрд. евро соответственно в 2015 году [3].

Российский рынок благотворительности отличается и относительно невысокой активностью участников.  По данным исследования Фонда помощи благотворительных организаций (CAF), в 2015 году Россия занимала 129-е место из 145 стран по значению «Всемирного индекса благотворительности» (123-е место в 2013 году) [4]. Согласно результатам исследования «Корпоративная благотворительность: оценка эффективности работы существующей институциональной среды», проведенного Всероссийским Центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), в целом благотворительностью в России занимаются только 60% предприятий реального сектора [5]. Среди частных доноров активность участия  в благотворительной деятельности несколько выше – 76% опрошенных когда-либо принимали участие в благотворительных мероприятиях [6].

По объемам оказываемой помощи основным благотворителем остается крупный бизнес: каждая крупная компания, каждая вторая средняя и каждая третья мелкая осуществляет пожертвования на социально значимые мероприятия. Среди причин, по которым коммерческие организации не занимаются филантропией, респонденты отмечают отсутствие информации о благотворительной деятельности, в том числе о благотворительных фондах, их непрозрачность [5, 7]. Недоверие к благотворительным организациям является основным препятствием осуществления пожертвований и для частных доноров. По результатам опроса,  проведенного ВЦИОМ и благотворительным интернет-сервисом «Добро Mail.Ru» в сентябре 2013 года, 49% опрошенных интернет-пользователей не перечисляют деньги на социальные нужды по этой причине.

Заслуживает внимания тот факт, что за последние 10 лет в России не произошло существенных сдвигов в направлении улучшения институциональных условий повышения общественного доверия к НКО и их прозрачности. Общеизвестно, что основным источником раскрытия информации для некоммерческой организации является ее сайт. По данным отчета, опубликованного Центром «Трансперенси Интернешнл – Россия» 29 февраля 2016 года в рамках проекта «Построение прозрачности НКО в России», из 193-х организаций, сумма президентских грантов которых превысила за последние пять лет 10 млн. руб. (при условии, что в год они получали свыше 3 млн. руб.) лишь 91 организация (47%) имела собственный сайт [8].

Таким образом, рынок благотворительности в России устойчиво  развивается. Наряду с дефицитом средств у предприятий и низкими доходами населения, непрозрачность, или «закрытость», деятельности, является одним из главных барьеров повышения информированности общественности и доверия благотворителей к неприбыльным организациям, что тормозит развитие филантропической активности бизнеса и частных доноров. С целью повышения открытости работы  фандрайзинговых НКО в России целесообразно внедрить национальные рейтинговые системы оценки эффективности благотворительных организаций, возможно, с использованием опыта проведения таких оценок в западных странах.

 

Литература

  1. Russia Philantropy Findings - Coutts Million Dallar Donor Report [Электронный ресурс] / Coutts Institute. URL: http://philanthropy.coutts.com/en/reports/2015/russia/findings.html  (Дата обращения: 17.04.2016).
  2. Благотворительности в России кризис не страшен [Электронный ресурс] / Национальная служба новостей. - [19.02.2016]. http://nsn.fm/hots/blagotvoritelnosti-v-rossii-krizis-ne-strashen.php (Дата обращения: 17.04.2016).
  3. An overview of philanthropy in Europe 2015 [Электронный ресурс] / Observatoire de la Fondation de France / CERPhi. URL: https://www.fondationdefrance.org/sites/default/files/atoms/files/philanthropy_in_europe_2015_0.pdf (Дата обращения: 16.04.2016).
  4. CAF World Giving Index [Электронный ресурс] / Charities Aid Foundation. URL: http://www.cafamerica.org/wp-content/uploads/1755A_WGI2015_Report_WEB_V2_FINAL.pdf (Дата обращения: 17.04.2016).
  5. Корпоративная благотворительность: оценка эффективности работы существующей институциональной среды [Электронный ресурс]   Общественная палата Российской Федерации. – URL: http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/13408?PHPSESSID=tcqh7p2q02odmkd3g8h0ekilm1 (Дата обращения: 17.04.2016).
  6. Добро Mail.Ru и ВЦИОМ оценили благотворительную активность российских интернет-пользователей [Электронный ресурс] / Агентство социальной информации. – [12.12.2013]. URL: http://www.asi.org.ru/pol-zovateli-runeta-blagotvoritel-nost/   (Дата обращения: 17.04.2016).
  7. Овчарова Н.В. Риски применения краудфандинга как способа финансирования и внедрения инноваций / Овчарова Н.В. // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2016. - №2. - С. 214-216.
  8. Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» опробовал новую методику исследования прозрачности российских НКО [Электронный ресурс] / Агентство социальной информации. – [01.03.2016]. URL: http://www.asi.org.ru/news/118348/    (Дата обращения: 17.04.2016).
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.05.2016)
Переглядів: 246
Всього коментарів: 0