Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_5_Економічні науки |
Королева Наталия к.э.н. Левченко Александр к.э.н., доцент Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова г. Белгород, Россия
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
В настоящее время в России филантропия как вид общественной деятельности стремительно развивается. Однако по объемам отечественный рынок благотворительности находится на стадии становления. По оценкам специалистов Института Coutts и российского отделения Фонда CAF (Charity Aid Foundation), в 2014 году в России было зафиксировано корпоративных и частных крупных (более 1 млн. долл.) пожертвований на сумму 405,9 млн. долл. [1]. Общий объем пожертвований благотворительных фондов в 2015 году превысил 30 млрд. руб., или 0,454 млрд. долл. [2]. Объемы оказываемой благотворительной помощи являются незначительными по сравнению с масштабами пожертвований, собираемых в странах Европы и США, – 24,4 и 224 млрд. евро соответственно в 2015 году [3]. Российский рынок благотворительности отличается и относительно невысокой активностью участников. По данным исследования Фонда помощи благотворительных организаций (CAF), в 2015 году Россия занимала 129-е место из 145 стран по значению «Всемирного индекса благотворительности» (123-е место в 2013 году) [4]. Согласно результатам исследования «Корпоративная благотворительность: оценка эффективности работы существующей институциональной среды», проведенного Всероссийским Центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), в целом благотворительностью в России занимаются только 60% предприятий реального сектора [5]. Среди частных доноров активность участия в благотворительной деятельности несколько выше – 76% опрошенных когда-либо принимали участие в благотворительных мероприятиях [6]. По объемам оказываемой помощи основным благотворителем остается крупный бизнес: каждая крупная компания, каждая вторая средняя и каждая третья мелкая осуществляет пожертвования на социально значимые мероприятия. Среди причин, по которым коммерческие организации не занимаются филантропией, респонденты отмечают отсутствие информации о благотворительной деятельности, в том числе о благотворительных фондах, их непрозрачность [5, 7]. Недоверие к благотворительным организациям является основным препятствием осуществления пожертвований и для частных доноров. По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ и благотворительным интернет-сервисом «Добро Mail.Ru» в сентябре 2013 года, 49% опрошенных интернет-пользователей не перечисляют деньги на социальные нужды по этой причине. Заслуживает внимания тот факт, что за последние 10 лет в России не произошло существенных сдвигов в направлении улучшения институциональных условий повышения общественного доверия к НКО и их прозрачности. Общеизвестно, что основным источником раскрытия информации для некоммерческой организации является ее сайт. По данным отчета, опубликованного Центром «Трансперенси Интернешнл – Россия» 29 февраля 2016 года в рамках проекта «Построение прозрачности НКО в России», из 193-х организаций, сумма президентских грантов которых превысила за последние пять лет 10 млн. руб. (при условии, что в год они получали свыше 3 млн. руб.) лишь 91 организация (47%) имела собственный сайт [8]. Таким образом, рынок благотворительности в России устойчиво развивается. Наряду с дефицитом средств у предприятий и низкими доходами населения, непрозрачность, или «закрытость», деятельности, является одним из главных барьеров повышения информированности общественности и доверия благотворителей к неприбыльным организациям, что тормозит развитие филантропической активности бизнеса и частных доноров. С целью повышения открытости работы фандрайзинговых НКО в России целесообразно внедрить национальные рейтинговые системы оценки эффективности благотворительных организаций, возможно, с использованием опыта проведения таких оценок в западных странах.
Литература
| |
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.05.2016) | |
Переглядів: 337 |
Всього коментарів: 0 | |