Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_5_Економічні науки

СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Елена Трухоновец

магистр экономических наук

Ольга Зайцева

студентка

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В настоящее время система пенсионного обеспечения представляет собой наиболее критикуемый вид социальной защиты. Пенсионное обеспечение - одно из основных направлений социальной политики любой страны, в том числе и Республики Беларуси, где право граждан на социальное обеспечение в старости, а также в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях закреплено в Конституции Республики Беларусь.

Пенсионное обеспечение представляет собой денежную форму материального обеспечения людей, постоянно проживающих на территории республики, которые становятся нетрудоспособными в силу различного вида причин.

В зависимости от принципов функционирования различают распределительные и накопительные пенсионные системы. Распределительная пенсионная система представляет собой  пенсионную систему, согласно которой государственные пенсии выплачиваются по принципу солидарности  поколений. Это подразумевает под собой, что люди, которые сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Накопительная пенсионная система − это пенсионная система, при которой часть пенсионных взносов не используется на текущие пенсии, а инвестируется в форме ценных бумаг или же финансовых активов. Данный вид системы дает возможность получения дополнительного источника путём инвестирования части пенсионных отчислений [1, c. 98].

В нашем государстве пенсионная модель является распределительной.         Достоинствами данной модели можно считать следующие черты: возможность выплачивать пенсию незамедлительно, так как нет необходимости для накопления; система обеспечивает более высокий уровень социальной защиты для лиц с невысокой зарплатой, это, в свою очередь, связано с тем, что средства от страховых взносов высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников перераспределяются; надежность данной модели заключается в том, что количество лиц, которыми уплачиваются страховые взносы, превышает число лиц, которые обеспечиваются за счет данных средств.

Однако необходимо отметить и отрицательные стороны распределительной пенсионной системы, такие как демографический фактор, влияющий  на соотношение численности работающих граждан и лиц, которые находятся на пенсии и основания для досрочного выхода на пенсию, которых пенсионная система Республики Беларусь насчитывает значительное количество.

Рассмотрим основные количественные параметры системы пенсионного обеспечения. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь численность пенсионеров, которые состоят на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите в республике с каждым годом постоянно растёт. По состоянию на 01.01.2016 численность пенсионеров в сравнении с 1995 годом возросла на 60,6 тысяч человек или на 2,34%. Что касается размера начисленных пенсий, то также наблюдается положительная растущая динамика. Рост среднего размера начисленных пенсий за 2015 год составил 2418,5 тыс. рублей или 86,2%, что, в свою очередь, непосредственно связано с происходящими на территории республики инфляционными процессами, а также с введением новых программ в области пенсионного обеспечения.

Проанализировав количественные параметры системы пенсионного обеспечения, можно сделать вывод, что она является достаточно устойчивой. Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что уменьшение численности работающего населения при одновременном увеличении численности пенсионеров может привести к ситуации, когда на одного работающего гражданина будет приходиться один пенсионер (на сегодняшний день на 100 работающих – 61 пенсионер), что, в свою очередь, приведёт к кризису. Таким образом, необходимо реформирование пенсионной системы Республики Беларусь.

Повышение пенсионного возраста -  является основным направлением решения данной проблемы.  Стоит отметить, что кроме повышения пенсионного возраста, можно еще, например, пойти на уменьшение уровня пенсий, увеличить перечисления в Фонд социальной защиты либо вообще кардинально поменять пенсионную систему. Все эти варианты ранее уже обсуждались, и выяснилось, что Республика Беларусь к ним не готова. На сегодняшний день на рассмотрение Президенту Республики Беларусь предложены три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагает выход на пенсию женщин в 60 лет и мужчин в 65 лет. Второй - женщин в 60 лет, мужчин в 63 года. Третий — женщин в 58 лет, мужчин в 63 года. Поэтапное повышение пенсионного возраста планируется в 2017 году [2].
            Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность совершенствования пенсионной системы путём увеличения пенсионного возраста позволит не только увеличить размеры выплачиваемых пенсий, а также реформировать пенсионную систему  в целом в стране.

Литература

  1. Сплетухов, Ю.А. Страхование: учебное пособие  / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков – М.: ИНФА-М, 2010.– 357с.
  2. В Беларуси повысят возраст выхода на пенсию [Электронный ресурс] / NAVINY.BY. – 2016. - Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2016/03/10/ic_articles_116_191158/.- Дата доступа: 12.03.2016.
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.05.2016)
Переглядів: 299
Всього коментарів: 0