Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_5_Економічні науки

РАЗВИТИЕ РЫНКА МЯСА И МЯСОПРОДУКЦИИ НА ЮГЕ СИБИРИ

Горнин Л

к.э.н., докторант

Сибирский  федеральный научный центр

 агробиотехнологий Российской академии наук

г. Новосибирск, Российская Федерация

 

РАЗВИТИЕ РЫНКА МЯСА И МЯСОПРОДУКЦИИ НА ЮГЕ СИБИРИ

 

Основной задачей организаций агропромышленного комплекса России является обеспечение продовольственной безопасности населения на всей территории страны. Важным представляется также наличие на рынке широкого  товарного  ассортимента  мясопродукции  для полного удовлетворения спроса потребителей всех социально-экономических слоев населения. В проведенных ранее исследованиях было выявлено, что в 2012 г. фактическое потребление мяса и мясопродуктов населением соответствовало норме потребления только в Республике Алтай. В остальных субъектах Сибирского федерального округа потребление колебалось от 79,8% в Новосибирской и Томской областях до 95,2%  в  Красноярском крае [1]. 

Во всех регионах были разработаны государственные программы по развитию агропромышленного комплекса на  2013-2020 годы с целью осуществления комплексных организационных, экономических и технологических мероприятий по стабилизации производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, формировании факторов роста АПК, повышения экономической эффективности агропромышленного производства. В каждом регионе были предусмотрены объёмы финансирования государственных программ, в том числе из государственного, республиканских (областных),  муниципальных бюджетов, то есть применялись прямые государственные меры поддержки отрасли.

Уделяется значительное внимание модернизации отрасли: в среднем по России доля инвестиций, направляемых на модернизацию отрасли, колеблется от 18,5% до 19,5 %,  в Забайкальском крае он составляет 39%, в Омской области достигла 31%. Стабильно 20 - 22% инвестиций идёт на модернизацию пищевой промышленности в Республике Бурятия, Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях [1].

Своевременная модернизация пищевой промышленности Алтайского края позволила к 2014 г. повысить производительность труда по сравнению с 2005 г. в 4,2 раза, инвестиции за период с 2011 г. по 2014 г. составили 12 млрд. руб.   При этом производительность труда в некоторых предприятиях превышает отраслевой уровень в два-три раза, то есть это предприятия - лидеры  отрасли в стране. За 2014 г. рост отгрузки товаров собственного производства в отрасли составил 6%, темп роста производства – 4% . В 2015г. велась работа по реализации 25 проектов по модернизации действующих мясоперерабатывающих предприятий. Вложено инвестиций 181 млн. руб.[2]

Главным фактором, влияющим на развитие мясной промышленности в Алтайском крае, является развитие животноводства: за период с 2010 г. по 2014 г. производство продукции мясного животноводство увеличилось на 21,7%, в том числе: мяса птицы – на 39,1%, свинины – на 33,1%, баранины – на 10,5%, производство говядины осталось на прежнем уровне. Порядка 8% в общем объеме производства говядины занимает элитное мраморное мясо. Основная часть мраморной говядины идет на экспорт, а также в Московскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области.  Возродились производства мяса индейки, цесарок, уток, гусей, фермерами развивается также  производство мяса страусов, маралов, коней. Важно отметить, что на протяжении всего анализируемого периода Алтайский край входил в десятку лидеров по производству основных продуктов мясного животноводства среди всех субъектов РФ. Доля Алтайского края в общесибирском объеме производства мяса и мясопродукции в 2014г. составила 22%.

Рост производства колбас и копченостей в 2014 г. к уровню 2010 г. составил от 13% до 53% (в зависимости от ассортиментной позиции). При этом ряд предприятий – ОАО «Рубцовский мясокомбинат», ОАО «Восход» Каменский мясокомбинат», ООО «Пятачок», ООО «Алтайские колбасы» продолжают активно развивать направление производства продукции функционального назначения, колбасных изделий для кормления детей с 3 лет.

Развитию отрасли  в значительной степени способствовала организация собственной системы сбыта: к 2014г. производители мяса открыли в крае более 20 отделов и магазинов фирменной розницы, в 2015 – 16.Всего по краю таких отделов 160.  Таким образом, потребности населения Алтайского края удовлетворяются в полном объёме.

Активно наращиваются поставки колбасных изделий и копченостей в другие регионы Сибирского федерального округа: за 5 лет они увеличились в 3,24 раза и охватывают 8 регионов. Осуществляются поставки в Дальневосточный федеральный округ.

Освоение новых видов международной сертификации позволило начать экспорт продукции, и прежде всего мяса птицы, в Центрально-азиатские страны. Имея удобные логистические связи с  Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном,  целесообразно освоить выпуск продукции, востребованной в этих государствах. Выпуск и сертификация органической продукции позволят расширить экспортную стратегию мясоперерабатывающей промышленности Алтайского края.  В 2015 г. утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения и транспортирования».  Задачей на 2016 г. является проведение активной разъяснительной работы с фермерами и иными производителями органической продукции о порядке применения данного стандарта, а также создание российских центров сертификации органической продукции.

 

Литература

  1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011:
    Стат. сб. [Текст] / Росстат.  М., 2013.  992 с.
  2. Инвестиции в пищевую промышленность Алтайского края.-[электронный ресурс] - URL: ttp://www.amic.ru/news/291771/
  3. Информационный портал Управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ffprom22.ru/info/
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.05.2016)
Переглядів: 262
Всього коментарів: 0