Головна » Статті » Конференція_2016_05_19-20 » Секція_5_Економічні науки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Иванченко Олеся

к.э.н., доцент

Ростовский государственный экономический университет

г. Ростов-на-Дону, Россия

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

В настоящее время для эффективного функционирования компании необходимо использовать различные инструменты маркетинговой деятельности, которые в совокупности позволят обеспечить конкурентные преимущества, завоевание прочных рыночных позиций в условиях глобальной нестабильности. Одним из таких инструментов является проведение маркетинговых исследований, результаты которых являются ключевыми среди обширного круга вопросов долгосрочного планирования деятельности предприятия.

Как известно, получить достоверную коммерческую информацию можно только в результате проведения комплексных периодических маркетинговых исследований [1]. Однако, усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждают компании сокращать издерки, что в первую очередь сказывается на маркетинговых расходах. В этой связи актуальным является исследование низкозатратных методов при проведении маркетинговых исследований, в том числе метода конкурентной разведки.

Под конкурентной разведкой понимают «получение легальными аналитическими и/или исследовательскими методами из открытых источников информации о рынке, конкурентах, технологиях и разработках, которая необходима руководству компании для принятия правильных стратегических решений» [2].

В условиях неустойчивой внешней среды очень важна достоверность информации о конкурентной среде, иначе предприятию весьма проблематично объективно оценивать свое реальное положение на региональном рынке, четко понимать стратегические и тактические замыслы соперников и адекватно реагировать на ту или иную маркетинговую ситуацию.

Изучая действия конкурентов компании, следует выявить их позицию на том или ином рынке, их финансовое положение, надежность при выполнении договорных обязательств, глубоко изучить характеристики предлагаемой ими продукции.

Следует отметить, что сразу собрать все необходимые данные для полноценного маркетингового анализа конкурентов практически невозможно, поэтому целесообразно сначала сосредоточиться на общих представлениях о возможностях конкурентов, которые могут быть определены на основе анализа массива данных вторичных источников. С этой целью можно использовать открытые источники информации об ассортименте и каналах сбыта продукции в регионе, различные обзоры в коммерческой периодике, прайс-листы и специализированные справочники.

В информационную базу данных должна поступать любая существенная информация о проявлении активности конкурентов на интересуемых сегментах рынка. Ее анализ позволит иметь более полное представление о конъюнктуре и тенденциях развития рынка, о маркетинговых стратегиях конкурентов, об используемых приемах в стимулировании продаж, об отношениях конкурентов с их клиентами, о том, что говорят средства массовой информации о деятельности конкурентов.

Правильно организованная и выполненная работа конкурентной разведки приводит к тому, что компания может собрать четыре различных, но связанных между собой типа знаний о конкурентах и конкурентной среде:

1. Характеристика конкурента – информация об отдельных конкурентах.

2. Сравнительная характеристика – информация о сходстве и различиях различных конкурентов.

3. Характеристика рынка – расширенная информация о рынке, в частности, о покупателях, поставщиках, каналах сбыта, технологии, конкуренции внутри отрасли, союзах между участниками рынка и т.п.

4. Характеристика самих себя – информация о своей собственной организации [2].

Использование конкурентной разведки позволит предприятию получить более четкое представление о своем месте на региональном рынке, своевременно скорректировать конкурентные стратегии и маркетинговую политику. Особое место следует уделить возможностям Интернета, который является одной из разновидностей прямого маркетинга, способного практически напрямую общаться с клиентами. Интернет также может эффективно использоваться для проведения маркетинговых исследований на основе метода конкурентной разведки. [3,с.605].

Таким образом, конкурентная разведка позволяет в условиях неустойчивой внешней среды отслеживать новые тенденции, прояснять возникающие проблемы; своевременно принимать защитные меры против разного рода коммерческих рисков в деятельности предприятия.

 

Литература

1. Иванченко О. В., Кормильченко М. Ю. К вопросу об эффективном применении результатов маркетинговых исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Современные научные исследования. Выпуск 4. - С. 3131-3135 – [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://e-koncept.ru/2016/86660.htm.

2. Разведка : хрестоматия / Д.В.Зеркалов. – К. : Наук. світ, 2008. – 190 с. – (Безопасность бизнеса : в 4 кн., кн. 1).[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zerkalov.org/files/bb1.pdf#7

3. Бондаренко В.А., Иванченко О.В. Современные тенденции в опросах потребителей с использованием компьютеро-опосредовнной коммуникации [Текст]// Экономика и предпринимательство.-2016.- № 1-1 (66-1). - С. 605-608.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.05.2016)
Переглядів: 203
Всього коментарів: 0