Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_3_Економіка_і_природокористування

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Кармызов Александр

магистрант

Микулич Инесса

заведующий кафедрой экономики торговли, к.э.н., доцент

Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ)

г. Минск, Республика Беларусь

 

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

В течение последних 30-40 лет нарастает дискуссия, предметом которой является усиление и выход на транснациональный уровень экоразрушительного антропогенного влияния. На наш взгляд, во многом правы исследователи, которые находят истинную причину в основополагающих экономических законах. Так, при условии формирования и нарастания спроса на какой-либо товар или услугу, рыночная система начнет все активнее вовлекать ограниченные ресурсы в производство и доставку данного товара (услуги) потенциальному потребителю, стараясь обеспечить сверхприбыльность в кратко- и среднесрочном периодах. Долгосрочное состояние и перспективы возобновляемости ресурсной и проводящей базы, как правило, в этом случае не учитываются.

В данной связи особую роль, предполагающую обеспечение природно-ресурсного постоянства, берет на себя государство, а также специализированные некоммерческие структуры, как правило, частично или полностью финансируемые и субсидируемые со стороны первого. Очевидно противоречие: с одной стороны, государство заинтересовано в грамотном использовании и нарастании ресурсного потенциала (в том числе, потенциала рекреации). С другой стороны, государство заинтересовано и в повышении прибыльности своих резидентов, что, во-первых, увеличивает налоговые поступления в бюджет, во-вторых, стимулирует инвестиционную и деловую активность, в-третьих, решает проблемы занятости и т.п. Пытаясь учесть оба аспекта противоречия, во многих современных государствах применяются особые виды налогов, иных налоговых и неналоговых платежей, взимаемых с субъектов хозяйствования (например, экологический налог, концессионный сбор). Данные платежи предприятия-производители вынуждены включать в себестоимость продукции, что влияет на цену, а следовательно, и на конкурентоспособность товара (услуги) на внутреннем и внешнем рынках. В конечном итоге, экологический сбор косвенно оплачивает конечный потребитель. При условии ориентации производителя на реализацию продукции широкого (массового) потребления, с одной стороны, он должен обеспечить определенное качество данной продукции, а с другой – сформировать конкурентоспособную цену. Одна сторона практически не коррелируется с другой при учете дифференциации экономической и экологической эффективности производств, а также разницы в экологическом законодательстве и применяемых странами-импортерами мерах нетарифного регулирования. Следовательно, отечественные товаропроизводители, обладающие сравнительно неэффективными технологиями и лишь ценовыми конкурентными преимуществами, будут обречены на банкротство при условии введения аналогичного принятому в развитых странах экологического регулирования. В данной связи, глобальная унификация экологического законодательства никак не может устроить государства на постсоветском пространстве.

Особую роль в процессе сохранения экосистем играет общественное сознание, анализ которого позволяет осуществить предсказание, согласно которому отечественное общественное внимание сохранению природно-ресурсного потенциала будет уделено только в тот момент, когда данный потенциал будет находиться на критическом уровне. Следовательно, внимание государственных органов должно уделяться как созданию условий для экологически безопасной деятельности бизнеса, так и формированию среди населения чувства причастности к экологической обстановке посредством выбора предмета и интенсивности потребления, что, в свою очередь, будет оказывать опосредованное через спрос и социальную ответственность влияние на товаропроизводителей.  

С другой стороны, характер регулирования бизнес-сообщества также должен быть преобразован. В частности, имеет место положительный зарубежный опыт сочетания ценового регулирования и повышенного налогообложения прибыли тех субъектов хозяйствования, которые негативно влияют на экологическую обстановку. Государство должно создать также все условия для формирования благоприятного климата инвестирования в экологически безопасные и, особенно, восстанавливающие бизнес-проекты.

Кроме того, должны быть установлены биоэкологически обоснованные квоты выбросов загрязняющих веществ для каждого региона Земного шара. В качестве стимулов соблюдения данных квот предлагается вводить специальные санкционные меры со стороны международных торговых организаций и союзов (например, ВТО). Как показывает практика, внедрение такого вида ограничений без их массового осознанного поддержания, влекущего влияние на спрос со стороны большинства конечных потребителей, неэффективно.

Следовательно, основополагающую роль в сохранении и приращении природно-экологического потенциала современного глобализированного мира должна играть контролируемая трансформация сознания и ценностных ориентиров современных людей. Вопрос об установлении форм, методов и инструментов контроля данной трансформации на сегодняшний день остается без достойного и обоснованного ответа.

 

Категорія: Секція_3_Економіка_і_природокористування | Додав: Admin (25.03.2016)
Переглядів: 496
Всього коментарів: 0