Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_3_Економіка_і_природокористування

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Поверинова Елена

к. с.-х. н., доцент

Мирхайдарова Рания

студентка

ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева», Курганская обл., Кетовский р-он., с. Лесниково,  Россия

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

 

Ежегодно площадь лесов в Р Ф сокращается и лес может перестать быть восстановимым природным ресурсом, «основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (статья 9 Конституции Р Ф) [2], поэтому сохранение и поддержка лесного комплекса является актуальной.

Использование лесов осуществляются на основе договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ) [2]. Правовое регулирование осуществляется приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г.  № 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка". В качестве общего правила в ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (ч. 1 ст. 74) [2]. В отдельных случаях без аукциона на договорной основе. Основанием возникновения арендных правоотношений является протокол об аукционе и заключенный в соответствии с протоколом договор аренды. Договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации.

В связи с высокой ценностью ресурсов необходимо контролировать состояние арендованного лесного фонда и оказывать помощь по эксплуатации, поддержке и восстановлению леса на основе: Лесного кодекса РФ, Постановлений Правительства РФ, приказов: Минприроды России, Минсельхоза России, Рослесхоза, документов Минэкономразвития России, рекомендаций Рослесхоза и иных документов.

Целью государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг. является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов. Программа имеет четыре подпрограммы: охрана и защита лесов, обеспечение использования лесов, воспроизводство лесов и обеспечение реализации государственной программы. Общий объем бюджетных ассигнований составляет по плану 526,7 млрд. р., в том числе из Федерального бюджета – 265,8 млрд. р.,  Бюджета субъектов РФ – 67,2 млрд. р., Внебюджетных источников – 193,7 млрд. р. [2].

Общая площадь лесов Курганской области в 2015 г. -1825,3 тыс. га., в аренде в целях заготовки древесины находится 43 лесных участка общей площадью 1762,9 тыс. га (97% общей площади лесного фонда) с ежегодным объемом заготовки древесины 1856,5 тыс. куб.м. Лесной фонд разделена на 12 лесничеств. Они выполняют работу по: обеспечению использования лесов, контролю за исполнением арендаторами условий договоров аренды и за выполнением работ по охране, защите и воспроизводству лесов на основе государственных контрактов, осуществляют федеральный государственный лесной и пожарный надзор. Ежегодно многие организации терпят убытки, находятся на грани банкротства, некоторые ликвидированы. Чтобы такого не происходило, предоставляются льготы, отсрочки, рассрочки, списание задолженности по платежам. К примеру, от 26 декабря 2014 г. списана безнадёжная к взысканию задолженность по начислению арендной платы в областной бюджет, образовавшаяся у ГУП "Катайский лесхоз" по договорам аренды участков лесного фонда на сумму 453,2 тыс. р. Сейчас хозяйственную деятельность на основании договоров аренды лесных участков и государственных контрактов осуществляют одно государственное бюджетное учреждение и 37 арендаторов [1].

В «РоссельхозБанке» предложен новый продукт - «Кредит на приобретение техники (оборудования) для лесного комплекса с субсидированием (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 205 и приказом Минпромторга России от 04 марта 2010 № 170 с последующими изменениями и дополнениями). Субсидии идут в качестве возмещения части затрат на обслуживание  кредитов, полученных в валюте Российской Федерации, предоставляются в размере двух третьих суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде. Размер субсидии не может превышать величину, рассчитанную исходя из двух третьих ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты процентов по кредиту. Данный кредит предоставляется по ставке от 16,5%. С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке (11%). 2/3 ставки рефинансирования будет составлять 7,33%, следовательно, лесное хозяйство будет выплачивать кредит по ставке 9,17%.

В России 45% площади занимают леса, что составляет 1,2 млдр. гектаров. Лес выполняет ряд значительных функций, таких как: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные, специальные, эксплуатационные. Государству необходимо поддерживать лесные хозяйства, проводить мероприятия направленные на увеличение лесных площадей, совершенствование эффективности использования, посадки и посева ценных древесных пород, применения селекционного материала, мелиорации и удобрения.

 

Литература

  1. Официальный сайт департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.priroda.kurganobl.ru/3578.html (дата обращения 15.01.2016).
  2. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_185332/92 (дата обращения 14.01.2016).
Категорія: Секція_3_Економіка_і_природокористування | Додав: Admin (25.03.2016)
Переглядів: 310
Всього коментарів: 0