Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_1_Екологія_і_природокористування

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Дягелев Михаил Юрьевич

к.т.н., доцент

ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

г. Ижевск, Россия

 

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

К зимнему относится период года с момента перехода средней суточной температуры воздуха ниже 00С к отрицательной осенью и до момента ее обратного перехода через 00С от отрицательного к положительной [1].

Зимнее содержание улично-дорожной сети (УДС) представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя [1-4, 6]:

  1. Защиту от снежных заносов;
  2. Очистку дорог от снега;
  3. Борьбу с зимней скользкостью;
  4. Защиту от лавин;
  5. Борьбу с наледью.

Самой характерной особенностью зимнего периода является образование на дорожной поверхности отложений снега и льда, в результате чего происходит резкое изменение условий взаимодействия автомобиля с дорогой (рисунок 1).

 

Рис. 1. Зависимость коэффициента сопротивления качению f и коэффициента сцепления φ от толщины h слоя рыхлого снега

 

Из всех перечисленных мероприятий по зимнему содержанию УДС, наиболее опасным точки зрения экологии является борьба с зимней скользкость и наледью. Следует отметить, что использование одного из эффективнейших на сегодняшний день химического метода борьбы с зимней скользкостью вызывает споры как раз по влияния на почву, грунтовые и поверхностные воды и биоту [7, 8]. С одной стороны, применение химических реагентов позволяет полностью за относительно короткий промежуток времени очистить поверхность дорожного полотна УДС от снега и льда, с другой стороны, все химические реагенты вместе с поверхностным стоком в весенний период попадают в водоемы, почву и негативно воздействуют на флору и экологическую систему [2, 8]. Однако, полный отказ от химических реагентов и переход к фрикционным материалам, механическим или тепловым методам повышают стоимость работ и увеличивают время обработки условного участка УДС. Проведенные статистические исследования [3, 8] также показывают, что применение, например, только фрикционных материалов (песок, мелкий гравий и т.д.) повышает количество ДТП, особенно на сильно нагруженных магистралях с высокой интенсивностью движения.

Одним из существующих выходов является [3, 8] переход на химические реагенты на основе органических солей, которые довольно быстро перерабатываются почвенными микроорганизмами (таблица 1).

Таблица 1

Номенклатура современных противогололедных реагентов

Название групп

 

хлоридная

ацетатная

нитратная

спирто- и гликоль-содержащие

аммонийная

формиатная

Основа реагентов

хлорид натрия, кальция, магния

ацетат калия, аммония, натрия

нитраты кальция, магния, мочевина

метанол, этанол, этиленгликоль

аммонийная мочевина

формиат натрия, формиат калия

Примеры соединений

ХКМ, ХММ, ХКНМ

«Нордикс» (СН3СООК) – жидкий, Са/Mg (СН3СОО)2

НКММ

CH3OH, CH3CH2OH, CH2OHCH2OH

NH2CONH2

HCOONa, HCOOK

Второй выход – это правильная организация ливневой канализации вдоль улиц УДС городов, однако данный метод можно назвать только перспективным, так как в большинстве городов России отсутствует ливневая канализация, и ее строительство требует крупных капиталовложений.

 

Список использованной литературы

  1. Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог: в 2 томах. – М.: Академия, Т.2. – 2010. – 320 с.
  2. Дягелев М.Ю. Совершенствование системы управления содержанием улично-дорожной сети урбанизированных территорий в зимний период: дис. ... кандидата технических наук: 05.13.01 / Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Ижевск, 2013. – 139 с.
  3. Ухин Д.В. Обоснование экономически целесообразного способа утилизации снега с очисткой талой воды // Вестник ВолгГАСУ. Серия: Строительство и архитектура. 2009. №16, с.172-176.
  4. Ивасик Д.В., Васильченко А.А. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Методические указания. – Волгоград, 2012. – 57 с.
  5. ОДМ 218.5.001-2008. Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега / Росавтодор. М., 2008. – 53 с.
  6. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р)
  7. Самодурова Т.В. Оперативное управление зимним содержанием дорог: научные основы: Монография. – Воронеж, 2003. – 103 с.
  8. Систер В.Г., Корецкий В.Е. Инженерно-экологическая защита водной системы северного мегаполиса в зимний период: Учебное пособие. М.: Издательство МГУИЭ, – 2004. – 192 с.
Категорія: Секція_1_Екологія_і_природокористування | Додав: Admin (23.03.2016)
Переглядів: 213
Всього коментарів: 0