Головна » Статті » Конференція_2016_03_24-25 » Секція_1_Екологія_і_природокористування |
Сердюк Светлана к.б.н., доцент кафедры гидрометеорологии и геоэкологии Бородина Виктория студентка Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара г. Днепропетровск
ГИДРОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ г. ДНЕПРОПЕТРОВСК
Днепропетровск (396,8 км2) – это многофункциональный областной и промышленный центр, важный транспортный узел межобластного значения, мегаполис, насчитывающий более 990 тыс. человек [1]. В городе функциональные зоны распределены следующим образом: промышленные предприятия – 11,3% площади (предприятия металлургической, химической, коксохимической, энергетической, строительной, машиностроительной, металлообрабатывающей и др. отраслей); селитебная многоэтажная зона – 14%; селитебная зона индивидуальной застройки – 25%; рекреационная зона – 17%; балки, овраги, пустыри – 12%; водная поверхность – 16% [2]. Основной водной артерией г.Днепропетровск является река Днепр. Наиболее массированным и разноплановым загрязнителем воды водных объектов города являются промпредприятия и организации (84 наименования), в сточных водах которых присутствуют азот аммонийный, нитраты, нитриты, фосфаты, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, взвешенные вещества, СПАВ, железо, медь, никель, хром, свинец, цинк, кобальт, кадмий, алюминий и др. вещества, болезнетворные бактерии в зависимости от специфики производства и степени очистки сточных вод. Наибольшие по объёму промстоки образуются в технологических циклах Приднепровской ТЭС, ПАО «Евраз – Днепропетровский металлургический завод им. Петровского», ПАО «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод», ПО «Южный машиностроительный завод им А. М. Макарова», ПАО «Днепропетровский трубный завод», создающие около 40% объёма промстоков [3]. Сброс сточных вод осуществляется в рр. Днепр, Самара, Мокрая Сура, овражно-балочную сеть в размере 1056млн. м3, что составляет свыше 60% от общего объема водозабора [3]. Кроме того ряд предприятий сбрасывает сточные воды в городскую канализацию, не рассчитанную на очистку промстоков. Чрезмерная нагрузка на существующие физически изношенные и морально устаревшие очистные сооружения приводит к тому, что в водотоки города сбрасываются существенные объёмы недостаточно очищенных сточных вод. Следует отметить, что часть селитебной зоны индивидуальной застройки не имеет централизованного водопровода и не канализирована. Это приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод неочищенными коммунально-бытовыми сточными водами, а также к употреблению в хозяйственно-питьевых целях вод первого водоносного горизонта, который повсеместно не отвечает установленным нормативам качества питьевой воды [2]. На характер и степень загрязнения поверхностных вод в Днепропетровске также оказывает влияние наличие большого скопления точечных загрязнителей в прибрежной зоне. Это порты, лодочные станции, кафе, зоопарки, автомойки и др., где сброс загрязнённых вод происходит непосредственно в водотоки. На прибрежной территории города насчитывается свыше 30 автомоек, 20 заправок, 4 лодочные станции, 9 пляжных зон, 3 порта и 4 базы отдыха. В основном данные объекты сконцентрированы в районе ул. Сичеславская Набережная, ул. Набережная Победы, ул. Маршала Малиновского. Помимо этого для Днепропетровска характерна большая протяжённость транспортных коммуникаций с высокой интенсивностью движения автотранспорта со сложным решением транспортных развязок, выделением транзитных коридоров, пятью мостами. Общая протяжённость автотранспортных маршрутов – 2410 км [1]. Наиболее нагруженные дороги – ул. Запорожское шоссе, Слобожанский проспект, ул. Донецкое шоссе, пр. Богдана Хмельницкого, ул. Маршала Малиновского, ул. Сичеславская Набережная, ул. Заводская Набережная, ул. Криворожское шоссе, пр. Кирова и ул. Рабочая. Все это влечёт за собой не только постоянную загазованность приземных слоёв воздуха, но и атмосферное загрязнение в целом, а также ощутимое отрицательное воздействие на поверхностные и грунтовые воды. Непосредственное загрязнение водных объектов происходит вследствие разлива бензина, машинных масел, смазочных материалов, оседания транспортных загрязнителей на водную поверхность. В дождевых и талых водах с автодорог всегда присутствуют взвешенные вещества, эфирорастворимые вещества, азот аммонийный, азот общий, нитраты, нитриты, фосфор, свинец в концентрациях, превышающих ПДК. Загрязнение придорожных земель в бассейнах стока рек опосредованно вызывает изменение качества их воды как результат разгрузки загрязненных грунтовых и подземных вод. Не вызывает сомнения тот факт, что сброс неочищенных и недостаточно очищенных промышленных, коммунально-бытовых сточных вод оказывает более масштабное негативное воздействие как в качественном, так и в количественном плане, но без учёта влияния транспортного фактора невозможно решить проблему обеспечения нормативного качества воды в целом. Таким образом, все эти факторы приводят к общему ухудшению экологического состояния водных объектов, находящихся в черте города, и вызывают деградацию и трансформацию естественных гидроэкосистем. Гидрохимические показатели качества воды поверхностных водоемов и водотоков зеркально отображают на фоне природных особенностей техногенные условия, в которых находятся водные объекты.
Литература
| |
Категорія: Секція_1_Екологія_і_природокористування | Додав: Admin (23.03.2016) | |
Переглядів: 463 |
Всього коментарів: 0 | |