Головна » Статті » Конференція_2015_12_16-17 » Секція_6_Соціально-гуманітарні науки

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Лозицкий Вячеслав

к.пед.н., доцент, доцент кафедры

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Эффективное решение комплекса задач модернизации сферы высшего профессионального образования предполагает учет основных тенденций и проблематизации научного поиска в области применения информационных технологий (ИКТ). В рамках реализации положений Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь и национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы [1; 2] в качестве одной из ведущих целей определено существенное повышение качества образования и обеспечение его доступности за счет внедрения новых образовательных технологий. Одним из главных направлений определяется массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику, а также развитие на этой основе уже существующих и формирование новых эффективных подходов и моделей обучения. Актуализируется модель подготовки специалиста в высшей профессиональной школе, в рамках реализации которой обеспечивается эффективное соединение содержания обучения с организуемой самостоятельной учебной деятельностью студентов в развитии их индивидуальных способностей и компетенций, а также с учетом интересов профессионального самоопределения и успешной социализации студентов.

Под термином «информационно-коммуникационные технологии» нами понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники [1]. Анализ теории и практики обучения в высшей школе свидетельствует о том, что, зачастую, дидактический и технологический потенциал применяемых в учебном процессе средств ИКТ учитывается не в полной мере, а электронные компоненты предметных учебно-методических комплексов (УМК) имеют преимущественно эмпирический уровень разработки, ориентированный на реализацию принципа наглядности в обучении и поддержку репродуктивной учебной деятельности. При такой постановке проблемы педагогически целесообразным, на наш взгляд, является предметно-научное обоснование теоретических и практико-ориентированных положений, определяющих системное применение средств ИКТ в современных условиях модернизации сферы высшего образования. Важна разработка эффективного в своем технологическом и дидактическом потенциале методического инструментария (комплекса методов, приемов и средств), позволяющего поднять на более качественный уровень осуществление процесса обучения. Решение данной задачи при обеспечении интеграции содержания обучения студентов с их самостоятельной учебной деятельностью и гарантированным получением соответствующих компетентностных приращений на информационно-коммуникационной технологической основе может быть обеспечено в рамках информационно-образовательной среды (ИОС) учреждения высшего образования. В ее многоуровневой структуре в качестве значимого компонента целесообразно рассматривать предметные электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), определенный опыт разработка которых в высшей школе уже существует. Реализация данного направления комплексно предполагает учет методологии и связанной с ней специфики той или иной области знания, особенностей структурирования и содержательного наполнения выстраиваемой модели, а также ведущих принципов и организационно-методических условий системного применения традиционных и электронных средств обучения. Последнее, в свою очередь, актуализирует проблему организации и осуществления обучения в рамках применения средств ИКТ – формирование и развитие информационной компетентности. Нами учтено, что эффективная реализация технологического и дидактического потенциала ИКТ, а также их средств в обучении в высшей школе предполагает формирование у студентов положительной мотивации к осуществляемой учебной деятельности, в том числе и самостоятельно организуемой. Формируемая и поддерживаемая на высоком уровне мотивация может опираться не только на интерес обучаемого к компьютеру как специфическому и современному средству обучения, но и на прогнозируемый перенос интереса индивидуально рассматриваемого студента к самостоятельной учебной деятельности вообще, а также учению в рамках предметной области конкретной дисциплины в частности. Данное положение представляется особенно значимым при возрастании роли сегмента самостоятельной работы студентов в процессе организации и при осуществлении различных видов их учебной деятельности в условиях оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования Республики Беларусь. Обозначенные нами задачи имеют комплексный характер, что обуславливает как теоретическую и практическую направленность осуществляемых и планируемых научных исследований в данной области, так и их междисциплинарность.

 

Литература

1. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.08.2010 № 1174 // Национальный правовой портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001174.

2. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2011 г., № 384 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 38. – 5/33546.

Категорія: Секція_6_Соціально-гуманітарні науки | Додав: Admin (15.12.2015)
Переглядів: 371
Всього коментарів: 0
avatar