Головна » Статті » Конференція_2015_12_16-17 » Секція_5_Економічні науки

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЫНОК ТЕКСТИЛЬНЫХ И ШВЕЙНЫХ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тимошенко Ирина

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики торговли

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЫНОК ТЕКСТИЛЬНЫХ И ШВЕЙНЫХ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Республика Беларусь имеет устойчивые позиции на рынке стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сегменте текстильных и швейных изделий по широкому спектру продукции потребительского, производственно-технического и специального назначения. Анализ производства текстильных и швейных товаров в Республике Беларусь указывает на ряд нерешенных проблем и негативных факторов, сдерживающих рост экспортного потенциала и повышение конкурентоспособности продукции на внешних рынках. Износ основных фондов на отдельных предприятиях  отрасли составляет не менее 60%. Отмечается низкий уровень инвестиционной и технологической активности, недостаточный уровень отраслевых инновационных разработок с участием предприятий и соответствующих отраслевых подразделений.

Проблемы сырьевого обеспечения являются основополагающими, так как стоимость материалов составляет до 70% совокупной стоимости выпускаемой продукции.  Предприятия вынуждены импортировать хлопковолокно и шерсть с целью их последующей переработки. Неоправданно высокими представляются импортные закупки химических волокон при наличии собственного производства химических и синтетических нитей и волокон на базе предприятий и организаций нефтехимического комплекса, входящих в состав концерна «Белнефтехим».

Имея высокий уровень экспортной направленности, легкая промышленность Республики Беларусь традиционно ориентируется на внутренние рынки Российской Федерации, Украины и стран-членов ЕС. Основным рынком сбыта по-прежнему остается Российская Федерация. Вместе с тем, Республика Беларусь не входит в число ведущих мировых стран-экспортеров текстильных изделий и одежды. Доля продукции легкой промышленности в общемировом объеме производства составляет менее одной десятой процента. Товары легкой промышленности белорусского производства относятся к среднему ценовому сегменту, средним показателям качества, а уровень дизайнерских разработок далек от товаров-аналогов, реализуемых под марками мировых брендов в ценовом сегменте класса “medium” и не всегда соответствуют понятию высоко конкурентной продукции, представленной на рынках государств-членов ЕС, США, Канады и других развитых стран.

Факторами, напрямую влияющими на производственный потенциал предприятий легкой промышленности не только Республики Беларусь, но и в масштабах ЕАЭС, являются:

- чрезмерно высокая доля на внутреннем рынке импортных товаров в виде готовых текстильных и швейных изделий, происходящих из стран ЮВА;

 - льготный статус сетей магазинов формулы  «second hand», которые, по сути, являются мощным прямым легальным конкурентом отечественным предприятиям швейной промышленности Беларуси;

- критически высокие объемы нелегально ввезенной и нелегально произведенной на территории ЕАЭС продукции легкой промышленности преимущественно китайского происхождения. Противостоять давлению на внутренний рынок брендовых и просто дешевых импортных товаров швейная отрасль не в состоянии.

После вхождения в состав ЕС, таких стран как Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, стран Балтии, имевших традиционно высокоразвитую легкую промышленность, размещение новых производств демонстрирует устойчивую тенденцию к смещению на восток Европы. Отмена лицензирования и либерализация рынка текстильных и швейных изделий в ЕС заинтересовывает производителей из  стран Центральной и Восточной Европы выступать в роли посредника при получении и размещении своих заказов у более дешевых производителей из стран СНГ. В условиях девальвации национальных валют, привлекательность таких стран для размещения производства или оформления субконтрактов существенно возрастает.

На фоне требования со стороны европейских товаропроводящих сетей о сокращении сроков выполнения заказов на изготовление готовой одежды до двух недель, для производителей стран ЮВА, в первую очередь КНР, также возникла необходимость географического переноса своих производственных мощностей  территориально ближе к границам ЕС. Европейские ритейлинговые компании заинтересованы в сохранении сбыта  и обеспечения своего присутствия на рынке посредством создания стратегических альянсов с основными производителями текстиля и одежды. Для белорусских производителей такое сотрудничество означает быстрый доступ к производственному "ноу-хау", новые рынки сбыта, стабильные заказы и рост их общей компетенции и конкурентоспособности.

Основными преимуществами белорусских предприятий легкой промышленности в этих условиях являются:

- конкурентоспособность отечественных предприятий, входящих в концерн «Беллегпром», частных и совместных предприятий в выполнении крупных, средних и мелких заказов для сетей европейского ритейла;

- наличие предприятий текстильной промышленности, выпускающих натуральные ткани и волокна из хлопка, шерсти, льна;

- наличие производства химических волокон и нитей, являющегося наиболее перспективным и наукоемким направлением в текстильной промышленности, но требующего широкой научно-технической коопераци;

- формирование общего потребительского рынка стран ЕАЭС;

- опыт и возможность работы белорусских швейных предприятий по системе субконтрактов, схемам переработки давальческого сырья, оперативного раскроя и пошива, быстрого изготовления и доставки заказов в любую точку ЕС.  

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (15.12.2015)
Переглядів: 352
Всього коментарів: 0
avatar