Головна » Статті » Конференція_2015_12_16-17 » Секція_5_Економічні науки

СТРАТЕГИИ И ПЛАНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМА СТРУКТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Донцов Дмитрий

доктор архитектуры, профессор

Государственное бюджетное учреждение

Волгоградской области «Архитектурно-планировочное бюро»

г. Волгоград, Россия

 

СТРАТЕГИИ И ПЛАНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМА СТРУКТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Оценка потенциала пространственного развития российских регионов, отражающего их «сильные» стороны и обусловливающего их конкурентоспособность, является необходимым компонентом регионального управления, в рамках которого формируются стратегические программы и планы [1]. Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям управления, пространственное планирование на уровне региона имеет двойственный характер, включая в себя планирование социально-экономического развития и территориальное планирование [2].

Ввиду того, что два разных вида регионального планирования основываются на различных методологических подходах, то и документы планирования, разрабатываемые и контролируемыми различными уполномоченными органами государственного управления, слабо корреспондируют друг другу [3]. Еще большей представляется проблема, связанная с согласованием, утверждением и практической реализацией документов, особенно применительно к муниципальным образованиям по причине их существенных отличий в толковании от стратегических положений регионального уровня.

Сложившая ситуация не может оставаться без рассмотрения, и требует совершенствования методологических принципов. Несмотря на актуальность данной научной проблемы, как в теоретическом, так и прикладном аспекте, до настоящего времени она является объектом исследования ограниченного количества ученых [4].

Предлагаемые направления разрешения выявленной проблемы видятся в ликвидации, или, в худшем случае, снижении влияния негативных факторов, вызываемых дисбалансами структурного взаимодействия субъектов региональной экономики. Сегодня нет четкого понимания набора действий (функций) субъектов экономики в запланированных процессах социально-экономического развития муниципального образования, являющихся ответом на сложные объектные взаимосвязи в пределах региональной системы. При выработке стратегических положений развития региональных систем пространственный аспект проблемы также учитывается в недостаточной степени.  Однако мировой опыт подтверждает его значимость и актуальность его влияния на обоснование перспектив планирования, с последующим закреплением принципов в соответствующих видах документов планирования, определяя тем более точно и предметно функции хозяйствующих субъектов в устройстве территории региона [5].

Разрабатываемые стратегии социально-экономического развития и целевые муниципальные программы, несмотря на их прогрессивность и перспективность в вопросах принятия решений по региональному планированию органами публичной власти, имеют отдельные, часто существенные, недостатки, требующие их критического анализа. Практически единственным активно используемым инструментом, закрепляемым в них и определяющим основу их содержания, является План реализации, требующий установления персональной ответственности должностных лиц по строго определенным вопросам. В то же время Планы ориентированы, преимущественно,  на точное соответствие документам вышележащих уровней, в то время как проявления пространственного аспекта планирования отражены в них в не полной мере. Следовательно, и на уровне планирования решений по реализации положений регионального развития, по аналогии с уровнем стратегического целеполагания, возникает проблема структурного противодействия и рассогласования интересов (и действий) субъектов региональной экономики. А, значит, вне процессов практической реализации документов регионального планирования остаются реальное функционирование субъектов региональной экономики: населения муниципального образования, предпринимателей и бизнесменов, собственников объектов недвижимости, что не дает основания прогнозировать их высокую инвестиционную активность.

Один из таких потенциально возможных способов ликвидации существующих противоречий видятся в формировании определенного содержания  положений по планированию развития муниципального образования. Ожидается, что они  будут  содержать функции (набор действий) публичной власти, вытекающие из положений федерального и регионального законодательств.

Указанные функции могут быть классифицированы следующим образом:

согласование интересов субъектов региональной экономики, не исключающее достижение компромисса в вопросах создания мест приложения труда, соблюдения прав человека на благоприятную среду жизнедеятельности, обеспечения роста доходов, изменяющих зонирование территории региона;

формирование институтов согласования намерений по пространственному  развитию, особенно в части разрешительных процедур и разработки документов (совершенствование системы нормативно-правового обеспечения деятельности  органов публичной власти, снижающей конфликтность стратегических документов);

введения актуализируемого мониторинга реализации регионального планирования и информирование населения муниципального образования, вытекающего из информационной политики и внедрения специализированных информационных систем.

Основной прогнозируемый методологический результат состоит в том, чтобы в системе стратегирования мог быть сформирован механизм, позволяющий обеспечить бесконфликтное взаимодействие изолировано функционирующих видов планирования, на всех уровнях. В  итоге, способен образоваться алгоритм регионального управления, принципиально отличающегося от используемых в настоящее время схем управления тем, что ликвидируются  разночтения в воспроизведении стратегических императивов уровня национальной системы и обеспечиваются соизмеримые условия для субъектов, участвующих в экономических процессах развития муниципальных образований.

 

Литература

  1. Европейская хартия регионального пространственного планирования [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902018818. 17.07.2014.
  2. О государственном стратегическом планировании: федеральный закон от 28 июня 2014 г. ФЗ № 172 // Российская газета. 2014. № 6418. 03 июля.
  3. Юшкова Н. Г. Проблемы адаптивности планирования развития региональных социально-экономических систем // XII Всероссийское совещание по проблемам управления (ВСПУ-2014). Россия, Москва, ИПУ РАН, 16—19 июня 2014 г. М., 2014. С. 5579—5592. Ь
  4. Территориально-пространственное планирование: ключевой инструмент развития и эффективного управления с уделением особого внимания странам с переходной экономикой [Электронный ресурс] / Европейская экономическая комиссия. Нью-Йорк и Женева: Организации Объединенных Наций, 2008.URL:http://www.unece.org/hlm/documents/Publications/spatial_planning.r.pdf. (дата обращения : 17.07.2014).
  5. Методологія планування регіонального розвитку в Україні: Інструмент для розробки стратегій регіонального розвитку і планів їх реалізації [Електронний ресурс]/ Проект Європейського Союзу. Підтримка політики регіонального розвитку України. URL: http://www.if.gov.ua/files/1%20МЕТОДОЛОГIЯ%20ПЛАНУВАННЯ%20РЕГОНАЛЬНОГО%20РОЗВИТКУ.pdf. (дата обращения :17.07.2014).
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (15.12.2015)
Переглядів: 203
Всього коментарів: 0
avatar