Головна » Статті » Конференція_2015_12_16-17 » Секція_5_Економічні науки

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Леднёва Ирина

к.э.н., доцент

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

 

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Одним из ключевых направлений развития мировой экономики во второй половине прошлого века являлось массовое развитие малого и среднего предпринимательства. Малым предприятиям отводится ведущая роль во внедрении инноваций, новых технологий, обеспечении научно-технического прогресса. В экономике развитых стран малый бизнес имеет большое значение, обеспечивая решение проблем с безработицей, стимулируя деловую активность населения, формируя средний класс.  

Осуществление бизнеса в форме малого предпринимательства имеет определенные конкурентные преимущества: высокая динамичность и оперативность в принятии решении; возможность быстрого перелива капитала; короткий технологический цикл; быстрая адаптация к меняющимся требованиям рынка; высокая скорость прохождения управленческой информации; сравнительно низкая капиталоемкость; ориентация на потребителя и др.  

Первое определение малого предприятия появилось в США в 1948г. в Законе об определенных видах обслуживания и в Законе о малом бизнесе (1953г.) [1, с. 46]. В настоящее время при отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства в мировой практике используют различные количественные критерии: численность работников, годовой объем продаж, годовой объем производства, среднегодовая стоимость активов. К субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь в соответствии с Законом №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [2].

При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, создает богатство стране и занимает определенную нишу в экономической структуре общества [3, с. 61]. Доля малых и средних предприятий в ВВП развитых стран высока: США – более 50 %, страны ЕС – почти 70 %, Япония – 55 % [1, с. 47]. В Республике Беларусь в 2014 г. удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВП составил 25,3 %, в т.ч. малых организаций 9 % [4, с. 16], что является достаточно  низким показателем по сравнению с развитыми странами.

Активизация развития малого предпринимательства требует существенной государственной поддержки, основными целями которой являются [2]:

- создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

 

Развитие малого бизнеса в каждой стране осуществляется по-разному, но  во всех случаях массовое возникновение малых предприятий способствовало формированию рыночных отношений, играло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, приводило к активному внедрению инноваций.

 

Литература

1. Заброцкая Н.Г., Круглик В.М. Экономика малого бизнеса и предпринимательства: учеб. пособие / Н.Г. Заброцкая, В.М. Круглик. – Минск: Амалфея, 2013. – 288 с.

2. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь №148-З от 1 июля 2010г. с измен. и доп./ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь,  2/1978.

3. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие/ М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. – Минск: БГЭУ, 2012. – 335 с.

4. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сборник/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2015. – 441с.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (15.12.2015)
Переглядів: 661
Всього коментарів: 0
avatar