Головна » Статті » Конференція_2015_12_16-17 » Секція_5_Економічні науки |
Юшкова Наталия к. архит., доцент доцент кафедры экономической теории, истории и права Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет г. Волгоград, Россия
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В условиях современной российской экономики проблемы совершенствования принципов и методов государственного управления вызываются необходимостью реализации ею целевой функции — формирования инновационной экономики, раскрываемой как в теоретических трудах, так и в концептуальных и программных разработках, инициируемых представителями научного сообщества страны [1, 2]. Их исследование позволяет выделить требование, обусловливающее двойственный характер выработки концептуальных подходов. В рамках формируемых концепций основным их условием является синтез императивов развития, определяющих задачи государственного управления на национальном уровне, и способов их решения, формулируемых на региональном уровне. Такие способы должны раскрывать во всей полноте и разнообразии совокупность характеристик экономических процессов, реализуемых на конкретной территории, как в текущем периоде, так и в перспективе, ограничиваемых реальной оценкой ресурсного потенциала. Практика государственного управления последних лет в различных субъектах российской Федерации свидетельствует о том, что гипотетически существующая возможность в реальных условиях по-прежнему реализуется в крайне редко. Этому препятствует и инерционность сложившейся методологии управления, и выраженные региональные диспропорции, и отсутствие эффективных адаптационных механизмов. Для преодоления подобных негативных ситуаций при формировании концепций регионального управления целесообразно учитывать, с одной стороны, закономерности функционирования региональных систем, определяемые эволюцией их преемственного развития, а, с другой стороны, — новейшие тенденции, вызываемые внешними и внутренними факторами, корректирующими положения государственной политики и влияющими на приоритеты стратегирования как условия достижения целей [3, 4]. Предлагаемое направление развития методологии исследований напрямую связано с научными трудами, составляющими наследие и современную теоретическую базу отечественной школы пространственной экономики [5], положения которой подтверждаются, в том числе, результатами исследованиями ученых различных европейских стран [6]. Как показывает их анализ, одними из наиболее перспективных исследований в рамках пространственной экономики являются те, направленность и содержание которых отражают смену концепций пространственного развития региональных систем, появление которых и наполнение содержания диктует цели и задачи государственной политики развития социально-экономических систем. Так, концепция «поляризованного развития» сменила характерную для начала экономических реформ в России концепцию «выравнивающего развития регионов», а ее детерминантами стали «точки роста». Реализации принципа, определяющего базовые характеристики этой концепции в современных условиях, обуславливает ведущую роль регионов– «локомотивов» роста а в перспективе приобретающих для соседних территорий функции «девелопера», а особенности структурно-функциональной организации протекающих в них экономических процессов закладывают основу теоретической модели формирования нового опорного каркаса страны [4]. Из-за того, что действие обоих принципов продолжается определенное время в параллельных режимах, то их результаты невольно «накладываются» друг на друга, что может приводить к нежелательным трансформациям региональных систем. В этой связи, обоснование и выбор средств государственного управления, применяемых для регулируемого течения этого процесса, следует понимать как развитие методологических основ формирования социально-экономического пространства региональных систем. Основываясь на интернациональных тенденциях регионального управления, можно определить, что его эффективность в рамках решения задач формирования инновационной экономики, выражается, в том числе, и в интенсификации инфраструктурной компоненты региональной экономики. Этот постулат, в свою очередь, выделяет инфраструктурную основу развития социально-экономических систем [7]. Признание за ней структурообразующей роли региональной системы влечет за собой выявление зависимости активности этих процессов и от рыночных механизмов с доминирующим участием бизнес-структур, и от выраженного государственного участия, а также их высокой адаптивности, соответствующей происходящим в обществе изменениям. Существующие результаты мирового опыта разработки и практической реализации концептуальных инфраструктурных моделей позволяют установить наличие «пространственных эффектов», которые выражаются, в том числе, и в типологических характеристиках элементах инфраструктуры, предопределяющих региональную идентичность и влияющих на конфигурацию социально-экономического пространства региональных систем. В конкретных условиях из базового набора таких элементов выделяются те типы и такие их сочетания, которые наиболее адекватно характеризуют данную региональную ситуацию и обеспечивает ее стратегическую адаптацию. Как следствие декомпозиции взаимосвязей таких элементов формируется персонифицированное социально-экономическое пространство региона как основа инфраструктурного моделирования. Ключевым звеном методологии являются пространственно-стратегические инициативы (предложено Ю.Н.), интегрирующие в себе приоритеты региональной политики, определяющие целенаправленный выбор конкретных социально-экономических процессов, раскрывающихся в содержании вновь образуемых типологически ранжированных объектах регионального стратегирования.
Литература
| |
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (15.12.2015) | |
Переглядів: 357 |
Всього коментарів: 0 | |