Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки |
Алешкевич Ольга студент Ребковец Виктория студент Научный руководитель: Галковский С.В., к.э.н., доцент Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Собственность занимает центральное место в экономической системе. В сложный переходный к рыночной экономике период государство играет особую роль. Во-первых, государство выступает как регулятор экономических отношений. Во-вторых, государство – основной организатор контроля за соблюдением установленных правил на рынке. Государство может выступать в роли предпринимателя как равноправный партнер и крупный собственник. Государству как субъекту принадлежит множество объектов, которое может быть классифицировано по различным признакам. С достаточной степенью условности государственную собственность можно разделить на две большие группы: материальные и нематериальные объекты. Материальные: • природные объекты (земля, воздушное, водное пространство, недра, леса); • экономические объекты (недвижимость, коммуникации, ценные бумаги, деньги, золотовалютные резервы и т.д.); • объекты, обеспечивающие функционирование государства (военные, объекты вооружения и т.д.). Нематериальные: • духовные объекты (сокровища культуры в музеях, библиотеках, коллекциях, фондах, архивах; памятники архитектуры, природы и т.д.); • интеллектуальная собственность (изобретения, открытия, программное обеспечение, ноу-хау, научная продукция); • информационные ресурсы [1]. В Республике Беларусь существуют организации промышленности государственной формы собственности, то есть республиканской и коммунальной формы собственности, частной формы собственности, иностранной формы собственности, организации с долей государственной формы собственности. В таблице приведено количество организаций промышленности по формам собственности. Таблица 1 Число организаций промышленности по формам собственности (единиц)
Исходя из данных, приведенных в таблице, можно заметить, что число организаций промышленности частной формы собственности, а также иностранной формы собственности увеличивается на протяжении 2011−2014гг. Наибольшее число организаций промышленности в 2011 году находилось в частной собственности и составляло 11354 единицы. На протяжении 2012− 2014 гг. данная тенденция сохраняется. Количество организаций промышленности государственной формы собственности снижается на протяжении 2011−2014 гг. [2]. В настоящее время в Республике Беларусь в связи с развитием рыночных отношений появилось немало предприятий, относящихся к негосударственной форме собственности. Реструктуризация – это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным. Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация проводится в сжатые сроки и, как правило, до приватизации. Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период. Важнейшие задачи реструктуризации белорусских предприятий заключаются в снижении энерго- и материалоемкости производств и уменьшении их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции. Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей. Эффективность деятельности ФПГ обуславливается высоким экономическим потенциалом, заложенным в такого рода объединения. Это прежде всего интеграция промышленного и финансового (банковского) капиталов на экономической основе, что позволяет решать задачи развития данных групп без ущерба интересов каждого из партнеров. Осуществляется реструктуризация промышленных предприятий, в том числе путем создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, будет способствовать активизации процесса модернизации промышленного производства и обеспечит его устойчивое развитие [3]. Таким образом, задачами преобразования госсобственности в Республике Беларусь являются: формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повышает их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, необходимыми для структурной перестройки; повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий; создание системы мотивов и стимулов к трансформации отношений собственности.
Литература
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переглядів: 596 |
Всього коментарів: 0 | |