Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Куган Светлана

к.э.н., доцент, заместитель декана экономического факультета

Брестский государственный технический университет

г. Брест, Беларусь

 

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Конкурентоспособность производственной организации составляет основу устойчивого экономического роста и ее экономической безопасности. В литературе нет единой точки зрения на определение конкурентоспособности организации, что затрудняет создание единых методик оценки качества управления конкурентоспособностью производственной организации.

Управление конкурентоспособностью организации – решающий фактор устойчивого развития – должно обеспечить рост эффективности экономического развития организации  и достижения социального прогресса. Оно образуется, как следствие эффективного использования перспективных конкурентных преимуществ и связано с реализацией двух составляющих – адаптационной и инновационной. Адаптационная составляющая управления конкурентоспособностью организации отражает свойство приспособляемости экономического роста системы, обусловленное процессами взаимодействий с внешней средой. Она в основном связана с ее инвестиционной привлекательностью и масштабами инвестиционного процесса. Управление конкурентоспособностью организации, обусловленное адаптационной составляющей, направлено на улучшение внешних источников конкурентоспособности и прогрессивное развитие организации, опирающееся на технологии прозрачного управления и устойчивого развития [1].

Инновационная составляющая управления конкурентоспособностью организации отражает способность к эффективности развития за счет обновления, способности обеспечивать создание, накопление, хранение и передачу знаний и инноваций. Инновационная составляющая определяется развитием конкурентных преимуществ, обусловленных основанием инноваций следующих видов: технические инновации, связанные с обновлением и совершенствованием технологий и техники; социальные инновации, связанные с повышением эффективности управления и информационного обеспечения, за счет повышения человеческого интеллектуального потенциала [2].

Управление конкурентоспособностью организации, обусловленное инновационной составляющей, направленно на использование внутренних источников развития. Оно заключается в управлении такими ресурсами, как увеличение объема и качества знаний, развитие информационно-коммуникационных связей и информационных технологий поддержки управления.

На сегодняшний день отсутствует общепринятый подход к классификации факторов конкурентоспособности предприятия.

При определении факторов конкурентоспособности организации необходимо учитывать специфику отрасли и особенности внешней среды организации (любая классификация требует уточнения в соответствии с особенностями отрасли и внешней среды).

В настоящее время на первый план выходят неценовые факторы конкурентоспособности, из которых важнейшее значение приобретают теории: управления устойчивым развитием, прозрачности управления. В связи с ускорением научно-технического прогресса инновативность организации становится одним из основополагающих факторов его конкурентоспособности. Это обусловлено появлением более жестких международных стандартов, предъявляемых как к производственному процессу, так и к выпускаемой  продукции. Постоянно возрастающие требования к качеству товара и одновременно острая конкуренция на рынке заставляют производственные организации при разработке новых изделий использовать принципы стандартов ИСО. Так как конкурентоспособность производственной организации категория динамическая, то при классификации и анализе ее факторов (конкурентных преимуществ) необходимо принимать во внимание не только реальное состояние внешней и внутренней среды, но и потенциальные возможности организации.  Для каждого этапа жизненного цикла конкретной организации необходимо определять конкурентоспособность и ее динамики (сравнение с предыдущим периодом). Сравнение необходимо проводить по основным, дополнительным и вспомогательным показателям. В случае положительного тренда будет иметь место возрастающая часть кривой жизненного цикла, если тренд отрицательный – убывающая.

Таким образом, достижение конкурентных преимуществ на рынке во многом определяется конкурентоспособностью организации, природа которой обусловлена, прежде всего, наличием множества детерминирующих ее внутренних и внешних факторов. Очевидно, что чем шире у организации набор конкурентных преимуществ, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что в конечном итоге отражается на конкурентоспособности национальной экономики.

 

Литература

1. Высоцкий О.А. Теория измерения управляемости хозяйственной деятельностью предприятия / под науч. ред. Р.С. Седегова – Мн.: Право и экономика, 2004, - 396 с.

2. Козлов, В.А. Проблемы управления устойчивостью развития и функционирования предпринимательских организаций / В.А. Козлов, Л.А. Данченок. Монография. – М.: МЭСИ, 2012. – 118 с.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 307
Всього коментарів: 0
avatar