Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КЛАСТЕРОВ

Показаньева Татьяна

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная

cельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

г. Курган, Россия

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ КЛАСТЕРОВ

 

Стратегической задачей современной российской экономики является переход на инновационный путь развития. Государство, как институт власти, играет ведущую роль в развитии инновационной политики. В настоящее время на территории РФ идёт процесс формирования экономических кластеров, которые и станут инструментами перевода отечественной экономики на инновационную модель развития.

Кластер - это сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, способствующих росту конкурентоспособности друг друга на основе инновационного развития и формирования соответствующей инфраструктуры. Территориальная концентрация, сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластеров суммарные конкурентные преимущества по сравнению с отдельными предприятиями, что повышает их экспортные возможности. Таким образом, кластеры играют роль точек роста.

Существуют различные мнения о роли государства в формировании кластеров. Многие эксперты считают, что формирование кластеров - естественный процесс, и вмешательство государства, как минимум, неэффективно, а зачастую даже вредно [1, 2]. Тем не менее, существует много примеров, когда активная кластерная политика государства приводила к успешному результату. Современные "новые" отрасли, как показывает практика развитых стран, также не возникают спонтанно, требуется продуманная система поддержки, включающая льготную аренду, систему микрокредитов, венчурные инвестиционные фонды, консультирование малых предприятий по вопросам ведения бизнеса.

В экономической науке государственное вмешательство обосновывают наличием "провалов" рынка. К последним, связанным с процессом кластеризации экономики относят ситуации двух типов: несоответствие территориального размещения производительных сил существующим агломерационным эффектам и недостаточный положительный внешний эффект [3].

В результате изменения ситуации на рынке - снижения транспортных издержек, изменения внешнеполитической ситуации, научно-технического прогресса - относительная привлекательность кластера может снизиться. Фирмы, стремясь максимизировать прибыль, будут вынуждены переместиться в более успешный кластер с высоким агломерационным эффектом. Однако на практике изменения в размещении производительных сил связаны с крупными издержками и осуществляются с заметным временным лагом.

Второй тип "провалов" рынка, связанный с образованием и развитием кластеров, отражает ситуацию, когда экономические агенты производят недостаточный положительный эффект, в частности, связанный с инновациями (невозможность полного присвоения результатов НИОКР для частных фирм). Это ведёт к снижению результативности кластера.

Очевидно, что развитие кластеров без участия государства при действии выше описанных "провалов" может привести к неоптимальному территориальному размещению производительных сил, что подтверждает необходимость вмешательства государства в процессы формирования и развитие кластеров.

Если необходимость государственного участия в кластерных процессах обосновывают с точки зрения экономической теории наличием и силой "провалов" рынка, то неэффективность чрезмерного вмешательства - наличием и силой "провалов" государства. К "провалам" государства, связанным с реализацией кластерной политики можно отнести:

- несоответствие мероприятий кластерной политики существующим проблемам. Госслужащие являются не более компетентными в отборе перспективных проектов для кластера, чем частные менеджеры, поэтому может произойти ошибочный выбор приоритетных направлений для поддержки в рамках кластерной политики. Государство может серьёзно подорвать в долгосрочной перспективе инновационную активность предприятий, гарантировав им "тепличные"  условия;

- конфликт мероприятий, направленных на развитие кластеров, с прочими мероприятиями кластерной политики, в частности, чрезмерный акцент на проблемах территориального размещения в ущерб более актуальным в современной экономике проблемам формирования взаимосвязей и развития инновационной деятельности в существующих кластерах;

- вследствие увеличения кластера сверх оптимального размера возможно превышение затрат на изменения структуры территориального размещения производства над выгодами от такого изменения.

Итак, эффективная кластерная политика предполагает соблюдение баланса в развитии кластеров и учёта действия провалов рынка и государства. Примером такого гармоничного подхода может служить модель тройной спирали, в которой государство играет тройственную роль: во-первых, регулятора, определяющего правила взаимодействия между всеми элементами "тройной спирали" (самого государства, бизнеса и научно-образовательных структур), во-вторых, гаранта сохранения и развития благоприятных условий для инвестиций, инноваций и развития горизонтально ориентированных бизнес-сообществ и, в-третьих, предпринимателя - непосредственного участника инновационных кластеров.

 

Литература

1. Дероше П. Возможна ли новая Кремниевая долина? // Polit.ru. 2011. URL: http://www.polit.ru/article/2011/04/08/deroche (дата доступа 14 октября 2015 г.)

2. Duranton G. (2011) California Dreamin’: The Feeble Case for Cluster Policies // Review of Economic Analysis. № 3. P. 3–45.

3. Куценко Е.С. Рациональная кластерная стратегия: маневрируя между провалами рынка и государства // Научный журнал НИУВШЭ "Форсайт".- 2012. Т.6. №3.- С.6-15.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 477
Всього коментарів: 0
avatar