Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Батурина Ирина

к.э.н., доцент

Артамонова Ирина

старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная

сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева»

г. Курган, Россия

 

РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Большинство современных экономистов и финансистов под управлением дебиторской задолженностью понимают систему принятия и реализации решений относительно ее величины, приводящую к оптимизации денежных потоков организации при минимизации совокупных затрат по управлению дебиторской задолженностью за определенный период.

Для достижения оптимальной величины дебиторской задолженности и обеспечения своевременного ее погашения организации необходимо разработать  и регулярно пересматривать свою кредитную политику. Кредитная политика должна соответствовать стратегии развития организации и подразумевает решение главных вопросов: каким контрагентам можно предоставлять товарный кредит, а каким нежелательно; на каких условиях и на какой срок предоставляется такой кредит; каков порядок изъятия дебиторской задолженности [2].

Следует отметить, что в кредитной политике должны быть определены размер и порядок определения общего лимита дебиторской задолженности организации. Для расчета лимита дебиторской задолженности необходимо: оценка кредитного рейтинга; прогнозирование потребности дистрибьютора в финансировании, т.е.  определение кредитного лимита.

От кредитного рейтинга будут зависеть сроки и размеры допустимых сумм кредита для каждой категории клиентов. Вес факторов риска в оценке кредитного рейтинга дебиторов должен быть определен экспертным путем.  Кроме того, необходимо не забывать, что кредитный рейтинг дистрибьютора зависит от нескольких факторов:

  • общее время работы с данным покупателем и объем сделок с ним;
  • наличие положительных отзывов других организаций, являющими контрагентами данного покупателя;
  • стабильность выполнения обязательств в предшествующие периоды и др.

Далее определяется кредитный лимит дебитора, который рассчитывается как произведение его кредитного рейтинга и определенной потребности в финансировании [1].

Проведем оценку кредитного рейтинга одного из покупателей  организации «А» (табл. 1).

Таблица 1

Показатели кредитного рейтинга

Показатели юридического риска

Шкала балльных оценок

ООО

«Торговый дом»

Организационно-правовая форма:

 

 

    физическое лицо

1

 

    индивидуальный предприниматель

2

 

    ЗАО/ООО

3

3

    ОАО

4

 

Период функционирования контрагента:

 

 

    до 1 года

1

 

    от 1 года до 5 лет

2

 

    от 5 до 15 лет

3

3

    от 15 лет и выше

4

 

Период сотрудничества в рамках договора:

 

 

    до 1 года

1

 

    от 1 года до 2 лет

2

 

    от 2 до 3 лет

3

 

    от 3 до 5 лет

4

4

Срок действия текущего договора:

 

 

    до 1 года

1

 

    от 1 года до 2 лет

2

2

    от 2 до 3 лет

3

 

   от 3 до 5 лет

4

 

Максимально возможный балл

16

 

Итоговая сумма набранных баллов

х

12

Оценка юридического риска, %

69

75

 

Найдем кредитный лимит для ООО «Торговый дом» путем умножения  кредитного рейтинга на потребность в финансировании. Кредитный рейтинг равен 75 % (0,75), потребность в финансировании 150 тысяч рублей.  Лимит составит 112,5 тысяч рублей (0,75 х 150 тысяч рублей). Финансирование в объеме 37,5 тысяч рублей (150 тысяч рублей - 112,5 тысяч рублей) дебитор должен получить из других источников.

Рассчитанный лимит дебиторской задолженности для ООО «Торговый дом» показывает, что организация «А» может предоставить  ООО рассрочку платежа в размере 112,5 тысяч рублей. Тогда 42,77 тысяч рублей  (155,27 тысяч рублей  –  112,5 тысяч рублей) – сумма дебиторской  задолженности, которая должна быть погашена, где 155,27  тысяч рублей  – общая сумма дебиторской задолженности на конкретный расчетный период.

Таким образом, при разработке кредитной политики организации должны ориентироваться на специфику своей деятельности, обстановку в занимаемом сегменте рынка, стратегии своего поведения и доступность ресурсов. Однако, как бы хорошо ни была разработана кредитная политика, без контроля ее исполнения бесполезно ждать видимого эффекта. Поэтому кредитный процесс должен быть строго регламентирован, а прогнозирование и мониторинг платежеспособности клиентов должны стать беспрерывным действием.

 

Литература

  1. Кожевникова Е.А. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании. Планово-экономический отдел № 11 2011г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/peo/11_2011/debit_zadolzenost/ (дата обращения: 10.04.2015).
  2. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью. - М: Волтерс Клувер, 2013. – 355 с.
Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 310
Всього коментарів: 0
avatar