Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Гриб Алексей

студент

Научный руководитель: Галковский С.В., к.э.н., доцент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Беларусь

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Функционирование свободных экономических зон (СЭЗ) оказывает существенное влияние на развитие экономики каждого государства. Именно в СЭЗ впервые применяются мировые научные достижения, новейшие способы управления экономикой, происходит привлечение иностранного капитала. Кроме того, в СЭЗ создаётся благоприятная экономическая и правовая среда для повышения деловой активности. СЭЗ являются одним из ключевых источников валютных поступлений в страну. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что проблема повышения эффективности функционирования СЭЗ актуальна для многих развивающихся стран, включая Республику Беларусь.

В качестве предмета исследования выступают особенности функционирования СЭЗ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности на территории СЭЗ.

Объектом исследования являются СЭЗ.

Рассмотрим результаты деятельности СЭЗ. В качестве анализируемых показателей выступают номинальная среднемесячная заработная плата работников, выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и инвестиции в основной капитал.

Среднемесячная заработная плата работников в 2014 году по сравнению с 2012 годом выросла на 49,6%, т.е. на 1 млн. 982 тыс. руб. В первом полугодии 2015 года значение этого показателя составило 6 млн. 095 тыс. руб. В процентах к аналогичному периоду предыдущего года этот показатель составляет 106,1%. Это свидетельствует об улучшении финансовых возможностей предприятий и организаций, функционирующих на территории свободных экономических зон. Кроме того, увеличение заработной платы указывает на улучшение труда рабочих, что обеспечит дополнительное приток наёмных работников.

Выручка от реализации товаров, работ и услуг в 2014 по сравнению с 2012 годом увеличилась на 17%, т.е. на 12 трлн. 186,3 млрд. руб. В первом полугодии 2015 года значение этого показателя составило 41трлн. 683,5 млрд. руб. В процентах к аналогичному периоду предыдущего года этот показатель составляет 105,1%. Это может быть обусловлено использованием в производстве последних достижений в области науки и техники, совершенствованием технологии производства, снижением издержек, использованием качественных факторов производства, поиском новых рынков сбыта, в том числе во внешнем секторе, а также другими причинами.

Инвестиции в основной капитал в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличились на 116,5%, т.е. на 10 трлн. 684 млрд. руб. В первом полугодии 2015 года значение этого показателя составило 8 трлн. 555,9 млрд. руб. В процентах к аналогичному периоду предыдущего года этот показатель составляет 87,5 %. Это обусловлено снижением инвестиционной активности на фоне экономического кризиса, которое проявляется в снижении темпов роста инвестиций, объясняющееся стремлением инвесторов сохранить свои средства посредством инвестирования своих средств в более надёжные объекты инвестирования с более низкой доходность на краткосрочную перспективу.

Главной целью развития СЭЗ является создание условий для привлечения иностранных инвестиций и новейших зарубежных технологий и оборудования для высокотехнологичных, ориентированных на экспорт, а также импортозамещающих производств, для углубления кооперации с предприятиями республики, широкого использования местных сырьевых ресурсов, создания новых рабочих мест.

Требует совершенствования действующая модель управления СЭЗ. В республике отсутствует государственный орган управления СЭЗ на высшем уровне, что не позволяет в полной мере определить концепцию и стратегические направления развития СЭЗ, а также обеспечить эффективное их функционирование.

Предлагается развивать инвестиционные проекты по строительству транспортно-логистических центров (ТЛЦ). В самом общем смысле логистика – это наука об эффективном перемещении и распределении материальных, информационных, людских, финансовых и иных потоков. Таким образом, логистическая система государства (региона) – это совокупность элементов и факторов, обеспечивающих рациональную организацию движения по его территории и распределения внутри неё грузов, информации и других видов ресурсов. В современных условиях эффективный логистический комплекс является основой экономической интеграции регионов и целых стран, включения их в международное разделение труда и формирования новых внешнеэкономических отношений. Строительство ТЛЦ будет способствовать развитию транспортно-логистической инфраструктуры республики без привлечения государственных инвестиций и позволит:

  • максимально использовать преимущества выгодного экономико-географического положения городов;
  • перенаправить через Республику Беларусь транспортные потоки, следующие из стран Западной и Северо-Западной Европы в Российскую Федерацию;
  • обеспечить рост экспорта услуг областей.

 

Литература

1. Заливако С.Г. Повышение влияния СЭЗ на экономику региона/С.Г. Заливако, В.В. Яскевич, Л.Н. Груша // Экономический бюллетень НИЭИ. – 2008. - №10 (136). – С.57-69.

2. Живицкая Е. СЭЗ: предпосылки для размышления/Е. Живицкая, В. Стреж, В. Пархименко // Финансы, учёт, аудит. – 2008. - №3 (170). - С.33-35.

3. Результаты деятельности свободных экономических зон в Республике Беларусь// Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -1998. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/cvobodnye-ekonomicheskie-zony/godovye-dannye_9/. - Дата доступа: 19.10.2015

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 318
Всього коментарів: 0
avatar