Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ В РОССИИ

Басс Александр

к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Россия

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФЛЯЦИОННОГО ТАРГЕТИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики РФ на 2015г. и период 2016 и 2017г.г. декларируется, что Банк России завершает многолетний переход к режиму таргетирования инфляции, и с 2015 года он практически проводит денежно-кредитную политику в рамках таргетирования инфляции [1].

Воздействие денежно-кредитной политики на экономику при использовании режима таргетирования инфляции осуществляется через процентные ставки. Проводя операции с кредитными организаци­ями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки де­нежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке. При этом уровень ключевой ставки должен устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить до­стижение цели по инфляции в среднесрочной перспективе.

В мировой практике таргетирование инфляции является апробированным инструментом денежно-кредитной политики центральных банков. Но наряду с этим существует риск слишком поспешного перехода к таргетированию инфляции страны, который заключается в том, что денежные власти могут быстро начать терять кон­троль над инфляцией. Превышение целевого уровня инфляции создает дополнительные инфляционные ожидания в будущем и потенциальные возможности рецессии в экономике.

Важно отметить, что действия Банка России по таргетированию инфляции значительно усложняются в современных экономических условиях, которые характеризуются рисками как высокой инфляции, так и отрицательной динамики ВВП. В мае 2015 г. Банк России, снизив ключевую ставку до 14% (с 03.08.2015г. до 11,0%), существенно ухудшил свой экономический прогноз. В конце 2014г. и на протяжении 2015г. на уровень инфляции существенное влияние оказали девальвация рубля и продовольственные санкции.

Инфляционные процессы в Российской Федерации отличаются значительной спецификой и, прежде всего, большой значимостью немонетарных факторов, обуславливающих инфляцию. К немонетарным факторам относятся, в основном, низкий уровень конкуренции в экономике и высокие тарифы на продукцию и услуги предприятий естественных монополий. Весомый вклад в рост инфляции вносят тарифы на продукцию и услуги предприятий естественных монополий. В 2015г. увеличены темпы индексации тарифов естественных монополий- с 1 июля 2015г. они повышены на 7,5% [2].

Индексация тарифов имеет мультипликативный эффект. Например, индексация стоимости электроэнергии приводит к росту себестоимости всех товаров, в производстве которых используется электроэнергия. Аналогично рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок увеличивает цену любого товара, перевозимого по железным дорогам. Таким образом, увеличение тарифов на продукцию и услуги предприятий естественных монополий ускоряет рост инфляции, в свою очередь увеличение инфляции приводит к росту затрат на предприятиях, и это опять приводит к необходимости увеличения тарифов.

Проблема роста тарифов на продукцию предприятий естественных монополий должна решаться, конечно, не замораживанием тарифов, а посредством снижения затрат на предприятиях этих отраслей и эффективным антимонопольным регулированием ценообразования на их услуги и продукцию.

По имеющимся оценкам, в последние годы в России вклад тарифов и цен на продукцию предприятий отраслей естественных монополий составляет около 50% в инфляционных процессах. В годовом докладе Ассоциации российских банков (АРБ) «Антикризисная тактика и стратегия: взаимодействие банков и регулятора», опубликованном в 2015г., приведены данные исследования, в рамках которого были рассчитаны индивидуальные показатели корреляции инфляции с ростом цен на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ, услуги ЖКХ (основные естественные монополии). Результаты анализа показали, что железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ имеют наибольший уровень корреляции с темпами инфляции-95,2 и 85,9 %% соответственно [3].

Таким образом, в условиях, когда немонетарные факторы так значимы в формировании инфляции, использование режима таргетирования не может дать необходимого эффекта. Важно отметить, что рост потребительских цен, связанный с немонетарными факторами, не рассматривается как инфляция, которая должна регулироваться Центральным Банком, и руководство мегарегулятора признает, что на динамику инфляции в стране в превалирующей степени воздействуют немонетарные факторы.

В настоящее время, по нашему мнению, необходима специальная государственная программа, по снижению инфляции посредством последовательного регулирования как монетарных, так и немонетарных факторов. В этой программе должны участвовать наряду с Банком России, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.

 

Литература

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. http://www.cbr.ru/.

2.. Индексация тарифов монополий на 2015г. вряд ли будет пересмотрена. www. vedomosti.ru/business/news/2014/11/20.

3. Годовой доклад Ассоциации российских банков 2015 « Антикризисная тактика и стратегия: взаимодействие банков и регулятора», www.arb.ru.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 332
Всього коментарів: 0
avatar