Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Морозевич Ольга

к.э.н., доцент

Голомазова Елена

аспирант

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

г. Минск, Республика Беларусь

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

 

Обеспечение экономики востребованными кадрами является одной из основных задач высших учебных заведений. Исследование конкурентоспособности выпускников вузов позволяет оценить сформированные во время обучения в высшей школе профессиональные и личностные характеристики будущих специалистов, которые влияют на успех при трудоустройстве и определяют условия труда. На основании оценки конкурентоспособности принимаются меры по ее повышению на различных этапах профессионального становления специалиста. Одним из недостатков существующих методик является то, что они не учитывают способность приложения знаний выпускников на практике [1-3 и др.]. Разработанная авторская методика оценки конкурентоспособности выпускников вуза использует инструменты самооценки показателей конкурентоспособности образовательного, аналитического, информационного, коммуникационного, социально-личностного, мультиатрибутивного профессионального и прикладного уровней, содержание и значимость которых формируется исходя из требований работодателей. Этапы реализации предлагаемой методики представлены на рисунке.

 

 

 

Механизм реализации методики

 

 

 

 

 

 

 

  • оценка индивидуальной либо групповой конкурентоспособности выпускника согласно полученной специальности;
  • оценка индивидуальной либо групповой конкурентоспособности выпускника в конкретной отрасли работы компании
 

Этап 1. Определение задач исследования конкурентоспособности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2. Подготовка предварительного варианта показателей конкурентоспособности

 

  • синтаксический анализ (парсинг) сайтов по тематике трудоустройства;
  • лексический анализ собранных показателей
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • сопоставление предварительного списка показателей с перечнем компетенций образовательного стандарта;
  • составление укрупненного перечня показателей конкурентоспособности выпускника: образовательный уровень;  аналитический уровень; информационный уровень; коммуникационный уровень; социально-личностный уровень; мультиатрибутивный профессиональный уровень; прикладной уровень.
 

Этап 3. Кластеризация показателей конкурентоспособности выпускника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • приведение формулировок требований работодателей к  единообразию;
  • расчет частоты упоминания формулировки;
  • установление весов
 

Этап 4. Присвоение весов показателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5. Подготовка к исследованию

 

  • шкалирование (от 1 до 5 баллов);
  • составление опросных листов;
  • формирование выборки
 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 6. Сбор данных

 

  • анкетирование студентов (выпускников)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • расчет индивидуального индекса конкурентоспособности (:

, где Iij – оценка показателя конкурентоспособности j группы i; wij – вес показателя j группы i, n – число групп показателей, m – число показателей.

  • расчет группового индекса конкурентоспособности (:
     , где  – индивидуальный индекс конкурентоспособности респондента x, k – число респондентов
  • расчет коэффициента конкордации
 

Этап 7. Анализ данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • выбор стратегии поведения выпускника в зависимости от значения индекса конкурентоспособности:
 

Интервал индекса

Уровень

Стратегия поведения

 

 

1,0-1,5

Очень низкий

Поиск других сфер приложения хорошо развитых компетенций

 

Этап 8. Интерпретация результатов и выработка рекомендаций

 

 

1,6-2,5

Низкий

Усиление наиболее весомых компетенций

 

 

 

 

 

2,6-3,5

Средний

Развитие умений и наработка практического опыта

 

 

3,6-4,5

Высокий

Углубление имеющихся знаний

 

 

4,6-5

Очень высокий

Расширение областей компетенций

 
                     

 

 

Рис. 1. Оценка конкурентоспособности выпускников вузов

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Использование разработанной методики оценки конкурентоспособности выпускников на стадии обучения и выпуска из университета позволяет определить уровень освоения студентами компетенций, востребованных на рынке труда. Результаты расчета индивидуального индекса конкурентоспособности направлены на формирование у студентов реального представления о требованиях работодателей к компетенциям специалиста, оценку сильных и слабых сторон студента и выработку стратегии построения деловой карьеры. Методика также может найти применение на предприятиях в процессе отбора кандидатов.


Литература

  1. Заключение о методиках расчёта показателя трудоустройства для мониторинга эффективности вузов по Информационным материалам к заседанию Межведомственной комиссии от 22.12.2014 по проведению мониторинга эффективности образовательных организацией высшего образования / СПбГУ [Электронный ресурс]. – 2015.– Режим доступа : http://spbu.ru/files/upload/expert/exp-metodikakh-rascheta1902.pdf. – Дата доступа : 15.04.2015.
  2. Лапина, Т.А. Оценка конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда (на примере выпускников 2008 г. Экономического факультета ОМГУ им. Ф.М. Достоевского) / Т.А. Лапина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2009. – № 3. – С. 94–97.
  3. Мошкович, Л.И. Формирование оценки конкурентоспособности выпускника вуза / Л.И. Мошкович,  А.В. Новачук[Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2006/2/Moshkovich_Novachuk.

doc. – Дата доступа : 05.05.2015.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 387
Всього коментарів: 0
avatar