Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_5_Економічні науки

БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Борисов Владимир

cтудент

Научный руководитель: Галковский С.В., к.э.н., доцент

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Сущность бюджетно-налоговой политики заключается в наборе способов и методов воздействия на деятельность экономики, направленных на сглаживание проявлений цикличности.

В зависимости от фазы экономического цикла различают стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы частным предприятиям, а также государственное строительство. Проводится законодательное сокращение налогов, расширение системы дотаций, субсидий, кредитование по низким банковским ставкам. В порядке сдерживающей бюджетно-налоговой политики в периоды подъемов государство увеличивает  налоги, свертывает систему дотирования и субсидирования отраслей, госзаказов.

Весь период трансформации и роста экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы: 1991-1995 гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса; 1996-2000гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений; 2001-2005 гг., 2006-2010 гг., 2011-2013 гг. - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

В Республике Беларусь применение налогово-бюджетных рычагов носило ярко выраженный антициклический характер. В периоды кризисных фаз цикла (1991 – 1995 гг., 1998 – 2001 гг., 2009 г.) наблюдались наибольшие дефициты консолидированного бюджета. Увеличение дефицита госбюджета в 2003 и 2005 гг. обусловлено стимулирующей фискальной инвестиционной политикой [2, с. 93 ; 3 с. 338].

Основными видами налоговых поступлений в Республике Беларусь являются налог на добавленную стоимость (НДС), подоходный налог, и другие. Динамика данных показателей сложилась следующим образом: величина подоходного налога с 01.01.1999 г.  составляла 9%, с 01.01.2009 г. – 12%, с 01.01.2015 г. – 13%; величина НДС с 01.01.2010 г. составил 20% (до 2010 года данный показатель был равен 18%). При этом, анализируя объёмы налоговых поступлений в бюджет (таблица 1), ярко наблюдается динамика увеличения данного источника формирования доходов государственного бюджета.

Таблица 1

Налоговые поступления в государственный бюджет Республики Беларусь (с 2010 по 2014 года)

Год

Налоговые поступления в млрд. руб

Налоговые поступления в % ВВП

2010

44 874,9

27,3

2011

73 445,9

24,7

2012

138 012,8

26

2013

164 922,3

25,9

2014

189 016,8

24,3

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]

 

Особенности макроэкономической стабилизации экономики Республики Беларусь связаны, в первую очередь, с необходимостью выхода не из циклического, а из системного кризиса. В целом на протяжении 2011-2014 годов правительство опробовало все стандартные меры по ликвидации дефицита валютного баланса: от масштабной девальвации до ужесточения кредитно-денежной политики. Однако система хозяйствования осталась прежней. Экономическая система Беларуси должна формироваться адекватно нашему экономическому потенциалу и внешним условиям с учетом законов экономического развития.

Основными задачами бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2015 год являются следующие:

  1. модернизация структуры и механизмов взимания налоговых платежей, ориентируясь на максимальное приближение по их составу и времени уплаты к налоговым системам экономически развитых стран; существенное упрощение процедуры налогового администрирования и контроля, а так же укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
  2. оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования средств государственного бюджета; повышение эффективности управления государственным долгом [1, с. 24].

Таким образом, государство обладает целым набором экономических инструментов, которые способны как сдержать "перегрев" экономики, так и придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая налоговые ставки, государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую активность.

 

Литература

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы / Министерство Экономики Республики Беларусь. - Минск, 2010. - 69 с..

2. Республика Беларусь в цифрах : краткий статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь ; редколл.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2005. – 348 с.

3. Статистический ежегодник Республика Беларусь, 2011 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь ; редколл.: В.И. Зиновский [и др.].  – Минск: Национ. статист. к-т, 2011. – 715 с.

4. Исполнение бюджета Республики Беларусь // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/  – Дата доступа: 10.10.2015.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (19.10.2015)
Переглядів: 510
Всього коментарів: 0
avatar