Головна » Статті » Конференція_2015_10_20-21 » Секція_2_Біологічні науки

ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ТЕЛЕСНОФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ...

Морецкий Артем

магистрант

Роговик Александр

к.мед.н.,доцент

Полесский гоударственный университет

г.Пинск, Республика Беларусь

 

ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ТЕЛЕСНОФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА, ТИПОЛОГИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

В генетике степень развития признака определяют как наследственную норму реакции. В спорте правильная интерпретация наследственной нормы реакции - резервных возможностей реализации задатков - приобретает особую значимость, так как развитие спортивных способностей, с одной стороны, жестко лимитировано временем (лишь в определенном, относительно узком возрастном коридоре - 6 - 8 лет), а с другой - при учете особых сенситивных периодов развития.

Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. В современных условиях социально-экономического кризиса это становятся все более острой проблемой - телесность человека на путях эволюционного развития в контексте понимания категорий «тело» и «телесность» настолько разведены далеко друг от друга, что о гармонии человека как таковой говорить не приходится [1, 352 с; 2, 31 - 37; 3, с. 49 - 60; 19, 312 с.].

Разработка теоретических, методических основ физкультурно­спортивной деятельности неразрывно связана с формированием как психологических, так и телесно-двигательных характеристик - главным образом, через реализацию системы телесно­-ориентированных упражнений и системы психологической саморегуляции, как инструментальной основы оздоровительных технологий физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи [с. 3 - 7; 15, 2. – 448 с.].

В ходе осуществляемого исследования автором было продолжено анкетирование студентов УО «Полесский государственный университет», целью которого было изучение путей повышения эффективности системы студенческой физкультурно-­спортивной деятельности в вузе.

Проведенный анализ результирующих показателей, полученных в ходе обработки опросных анкет, позволил выявить тенденции, свидетельствующие о позитивных аспектах в содержании и организации физического самовоспитания у студентов: достижение достаточного уровня знаний об особенностях собственного организма и методических основах самостоятельной тренировки (такие знания зафиксированы у 75-80% респондентов); проявление полноценной самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности зафиксировано у 70% экспериментальной группы во внеурочное время и у 90% - на учебных занятиях по физическому воспитанию; наличие субъективных оценок, характеризующих положительное отношение к физическим упражнениям во внеучебное время, что подтверждается данными о затратах свободного времени на занятия физическими упражнениями (затраты времени возросли с 2 - х до 4 - 6 часов в неделю); заметный прирост в уровне развития двигательных функций у испытуемых экспериментальных групп (в каждой возрастно-половой выборке достоверное улучшение получено в большинстве показателей).

Ряд организационно-управленческих и научно-методических требований позволит повысить эффективность реализуемой в вузе системы оздоровительных методов физкультурно-спортивной деятельности:

- с учетом существующих в науке современных научно-методических практико-­ориентированных разработок; наличие здоровьеформирующей социальной среды применительно к условиям жизнедеятельности студентов, соответствующая нормативным требованиям;

- рациональная организация образовательного процесса; 

- объединение различных видов и форм оздоровления в единую и устойчивую функциональную систему, обеспечивающую эффективное воздействие на все возрастные группы учащихся с учетом гендерного аспекта;

- формирование и реализация личностных ценностных ориентаций, переход от регулируемой деятельности к саморегуляции процесса активного здоровьеформирования;

- повышение качества непрерывного образования, направленного на формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышение жизненных ресурсов человека, к числу которых относится здоровье;

- осуществление мониторинга нервно-психической и стрессовой устойчивости, профилактики развития заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью;

- оптимизация и коррекция физкультурно-спортивной деятельности на основе мониторинга генетической предрасположенности и формулируемых рекомендаций специалистов.

Учет отмеченных автором социально-философских аспектов исследования проблемы телесности в физкультурно-спортивной деятельности личности в дополнении к широкому спектру знаний о феномене человеке, его психической и телесной природе позволит эффективно применять осуществляемые на здоровьесберегающей технологической основе научные разработки.

 

Литература

1. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; пер. с англ. Д. В. Ермолаева. - М.: Теревинф, 2006.-216 с.

2. Аутизм: методологические аспекты коррекции / под ред. С. А. Морозова. - М.: Сигналъ, 2002. - 201 с.

3. Аутичный ребенок: проблемы в быту / под ред. С. А. Морозова. - М.: 1998. - 57 с.

Категорія: Секція_2_Біологічні науки | Додав: Admin (18.10.2015)
Переглядів: 309
Всього коментарів: 0
avatar